приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Илья Савельев
Вечная смальта
I-MMI - 29.10.2001



Своды Сан-Марко.
Мозаики XI-XVI веков

Восхищаться Венецией можно в любом ее фрагменте. Когда яркие чистые краски дробятся в осколки арок, колонн, темных фасадов и светлых ставней, фрагменты черного лака гондол, золота их резьбы, обрывки ярких одежд, и все это отражается в рябящей поверхности канала, а сам канал отражается в небе -- этим нельзя не восхититься. Хотя бы потому, что все эти кричаще разнообразные цветовые лоскутки постоянно складываются во что-то немыслимо гармоничное.

Осознать Венецию, этот калейдоскоп размером с небосвод, можно только в одном месте. Под сводами Сан Марко, когда на тебя обрушиваются его фантастические мозаики. Поверхности сводов и стен Сан-Марко плывут, дышат, так, будто воздух под этими сводами заряжен золотым свечением. Ты видишь эту невероятно сложную целостную картину и вдруг осознаешь фантастику этого труда -- миллионы миллиардов кусочков смальты, сложенные так, что каждый из них оказался в том единственном месте, где он способен органично включиться в единый целокупный образ. И так же вдруг осознаешь величественность труда -- Природы, Творца, неважно -- который сложил эту невероятно пеструю картину Венеции в тот бесконечно гармоничный образ, которым не устаешь восхищаться.

С точки зрения сегодняшней, простого здравого смысла, рациональной организации труда и так далее, мозаика -- это катастрофа. Невозможно понять, зачем делать изображение столь сложным образом. Специально стараясь, не выдумаешь более неподходящего способа выражения живописного замысла, чем складывать его из отдельных камешков. Так что за этим стоит какая-то другая, мистическая логика. Ты проигрываешь все, но ты выигрываешь вечность. Мозаика не подвержена воздействию времени. Она не выцветает. Она не изменяется. Она просто есть. Мозаичист живет в других отношениях со временем. Делая мозаику тысячу лет назад, он творит сегодняшнее произведение, которое сияет просто нереальной новизной. Делая мозаику сегодня, он берет те же материалы, которые брались тысячу лет назад, и собирает из них картину.

Но дело даже не только в материале. Тут есть что-то большее.
Классическая картина -- это всегда бесконечное вглядывание в совершенство божественного замысла природы. Как Он придумал, чтобы падал свет. На что. Какая поверхность как его отражает. Как свет выражает присутствие воздуха, дыхание ткани, движение плоти. И так далее.

Предел желания мозаики -- это создать поверхность, максимально приближенную к картине. Все то же самое, но вечное. А это значит -- что цветопередача, условия формирования цветов, игра цветов превращаются в камни, в вечный нерушимый материал. Это все равно, как заново собрать мир, но не из мимолетности мгновенных впечатлений, а их нерушимых первоэлементов. Наверное, также собирал мир его творец.

Тут главное -- даже не бесконечность этих первоэлементов мира, а их гармонизация. Элементы хотя бы теоретически можно исчислить и записать. Или по крайней мере бесконечно стремится их исчислить -- чем, собственно, и занимается вся европейская наука на протяжении пятисот лет. Но как узнать, что с чем складывается в целостную гармоничную картину и почему -- это уже за пределами рациональной науки. Это мистическое знание.



Искусство мозаики
продолжает жить в России
сегодня

А мозаика, кстати, точно также устроена. За ней стоит совершеннейшая алхимия. Знает, что такое зеленый? Вернее, что такое зеленый крапивы, переведенный в вечное неучтожимое состояние? Это "20 частей фритты с одной частью граната". А ближайший к крапивному зеленый это "8 частей фритты с 1 частью лависской слюды". Если же он чуть светлее, то тогда это "36 частей фритты с одной частью железного крокуса из крепкой водки". Так что самым близкими между собой предметами оказываются железный крокус, лависская слюда и гранат, и все они -- суть субституты крапивы в разные моменты ее произрастания. Мозаика -- это тайный словарь мироздания, открывающий в предметах неведомые свойства сродства и отталкивания и позволяющий гаромнизировать мир на основе знания этих свойств.

Мозаика -- странное искусство. То она переживает феноменальные расцветы, то вдруг вообще исчезает, чтобы также неожиданно воскреснуть. Но то время, которое стремится остаться в памяти веков, всегда обращается к мозаике. Мозаика -- это не просто искусство. Мозаика -- это симптом. Симптом того, что ты понимаешь цену своей жизни. Цену открывшегося тебе пейзажа. Цену божественной гармонии, которую ты вдруг в пейзаже разглядел. Цену того мгновения, когда это произошло. Потому что все это мозаика переводит в вечность.

вверх

 Архив

     
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Филиппов
Инородный город

     

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Что мы вывезли из Венеции

     
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ходнев
Прозрачная слава

     
 

29.10.2001 I-MMI
Илья Савельев
Вечная смальта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна