приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  


О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Сеогей Ходнев
Прозрачная слава
I-MMI - 29.10.2001

Слава Венеции как города, ее необычность, многократно воспетая и воспеваемая, сводится, если отнять из этой суммы расцвет искусств, коммерческие успехи и политическое могущество прошлого, к двум довольно простым и осязаемым обстоятельствам: во-первых, это город на воде (воде, город окружающей, наполняющей, питающей и т. д.); во-вторых, это не просто древний, но и изъятый из современности город.


Шаровидная ваза с изображением рыбы.
18-20 годы XX века.
Коллекция муранского стекла палаццо Барберини в Риме

Тарелка с медальоном.
Вторая половина XIX века.
Коллекция муранского стекла палаццо Барберини в Риме

Современная архитектура, коли говорить о стереотипах, едва ли не в первую очередь ассоциируется со стеклом, покинувшим функциональные пределы оконных рам. Принимая как данность отсутствие (или по крайней мере минимизацию) современности в Венеции и в ее архитектуре, мы вправе полагать, что при этом значение стекла (как части «стеклянно-бетонного» образа «современного» города) вроде бы должно как бы потеряться и умалиться до бытовой сферы, никак не влияющей на образ города. Парадокс в том, что на самом деле как раз Венеция с конца Средних веков была - и остается! -среди прочего, городом стекла по преимуществу.

Ваза "Санторини".
Коллекция фабрики "La Murrina"

Фигура лошади.
Коллекция фабрики "La Murrina"


Именно она частью приютила, частью похитила секреты арабских и византийских стеклоделов, в течение XIII столетия превратив ремесленные потуги в мощное фабричное производство. В конце этого века неуместность нахождения этих заводов в центре города, на одном из срединных островов стала настолько очевидной, что правительство вывело их в специально отведенную «промзону» на остров Мурано. При этом дальновидное руководство «Яснейшей» республики, достигшей пика могущества и процветания, придало производству стекла статус государственной монополии, одновременно даровав стекольным мастерам права полноценных венецианских граждан (которыми жители Мурано в принципе не являлись). Как бы то ни было, эта лагунная «рабочая окраина», способствовавшая благосостоянию государства, сама очагом благосостояния, увы, не являлась, сами же мастера стекольщики этим положением, видно, были не очень довольны. «Мне приходилось опасаться воров - на Мурано это весьма опасные головорезы, отъявленные убийцы, что обращают во зло многочисленные привилегии, дарованные им хитроумным правительством за ремесло, какое исполняют они на стекольных фабриках, которыми изобилует остров...» (Казанова). Техническое совершенство произведений муранских головорезов, однако, сразу покорило европейских импортеров. Символично, что в этом городе, видевшем лед только в виде альпийских вершин на горизонте, с такой готовностью приняли в число популярных государственных секретов привезенный Марко Поло рецепт протомороженого, сладкого льда, - и с не меньшим увлечением принялись экспериментировать с прозрачной зеленовато-льдистой массой содового стекла. Пережженная кость, кобальт, медь окрашивали его в разные цвета; щипцы и ножницы превращали его в тонкую сетку или орнамент.

далее>>

вверх

 Архив

     
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Филиппов
Инородный город

     

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Что мы вывезли из Венеции

     
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ходнев
Прозрачная слава

     
 

29.10.2001 I-MMI
Илья Савельев
Вечная смальта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна