|
|
Путешествие
Сеогей Ходнев
Прозрачная слава
I-MMI - 29.10.2001
Византийское влияние, ясно читаемое едва ли не во всех гранях сложного образа Венеции, сказалось в еще одной важной для республики сфере трудов стекольных мастеров: производстве мозаичной смальты, которой в качестве художественного материала не только пользовались здесь - вразрез с остальной Европой - почти что до самого конца венецианской государственности, но и экспортировали ее уже позднее, когда европейские вкусы на сей счет (не в последнюю очередь благодаря венецианским же мозаикам) изменились.
|
Настольная лампа "Токада".
Коллекция фабрики "La Murrina"
| Люстра "Астролябия".
Коллекция фабрики "La Murrina" |
Однако похоже, что торжественность, сакральность и красноречие стекла, ставшего смальтой, впечатляли венецианцев меньше, чем те, казалось бы, скромные качества, которые вызывали перекличку с водой и ее оптической неоднозначностью - прозрачность и отражение. Недаром так лелеяла республика соответствующие know-how - секреты производства оконных стекол, оптики (которую на Мурано стали производить практически с самого водворения там стекольных заводов, с конца XIII в.) и прежде всего зеркал. В какой-то степени парадоксально то, что «несовременная» («нестеклянная») Венеция в действительности сама большого размера, сделать первые шаги к широкому использованию остекления.
Собственно говоря, уподобление стекла воде менее натянуто и более точно, чем можно подумать. Если спросить мнение физика на этот счет, то в ответ можно услышать, что стекло по агрегатному состоянию вовсе не твердое вещество, а переохлажденная жидкость с очень высокой степенью вязкости. В таком случае не очень удивительно, что некогда, попав в определенные условия, венецианское стекло как явление попросту... испарилось.
Пресс-папье в форме парусников.
Коллекция фабрики "La Murrina"
Почти параллельно с совершенствованием техники живописи венецианской школы усложняя химические и технические процессы собственного производства к вящей красоте и славе своих изделий, муранские стеклоделы в XVI веке вводят все новые способы декора - окраску стеклянной массы в оттенки красного, голубого, зеленого цветов, травление, гравировку, эмалирование. Одновременно шло и освоение упомянутых новаторских способов производства оконных и зеркальных стекол. Примечательно, что уже в допетровские времена «веницейские» товары
занимают одно из первых мест в русском экспорте предметов роскоши: наряду с драгоценными тканями, «сткляницы» (стеклянные сосуды) и «туалетцы» (зеркала) украшают царские и патриаршие покои. Однако распространение секретов дряхлеющей республики было неизбежным; к середине XVIII столетия масштабы конкуренции становятся для заводов Мурано угрожающими. Захват Венеции войсками «гражданина Бонапарта», отречение последнего дожа и последующее вхождение венецианских владений в состав австрийской империи нанесли стеклянной индустрии на Адриатике фатальный удар, лишив ее просуществовавшей добрые полтысячелетия государственной поддержки.
К счастью, упадок был недолгим, и уже в 1830-е годы производство начало понемногу возрождаться. В силу объективных обстоятельств избежав автоматизации во времена «промышленной революции», стеклодувы - сберегли большую часть старинных технологий - и в первую очередь знаменитую трубку, через которую из безформенной массы с помощью человеческого дыхания рождается очередной capolavoro, шедевр.
Итак, стекло Венеции, исчезнув на краткий по сравнению с его тысячелетней историей период, оправдало свою лагунную «жидкостную» сущность и появилось вновь. Отрадно, что ему удалось вернуться в исходное состояние и, вновь заселив цеха и витрины, доказать, что оно является вещью, заслуживающей куда большего уважения, нежели обыкновенный местный «народный промысел».
<<вернуться
|
|
|