приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Николай Лызлов:
«Это текст на моем языке»
VI-MMIII - 30.04.2003

 

Тема катастрофы для любого классициста ассоциируется с Помпеями, и другого места для путешествия наш журнал выбрать не мог. Однако путешествия искусствоведов не то, чтобы обязательно заканчиваются путеводителем, но всегда к этому стремятся, а этот продукт мало радует архитекторов. Особенно если это уже десятый путеводитель по хорошо известному городу. При этом интересно узнать, что думает по поводу этого города сам архитектор, особенно если место – классическое, а архитектор – модернист. Наш ньюсмейкер Николай Лызлов рассказывает Оксане Рудченко о своих впечатлениях от Помпей.

Оксана Рудченко
У вас были какие-нибудь ожидания
от этого города?

Николай Лызлов
Да, и не слишком располагающие. Я привык, что все памятники делятся на памятники истории и памятники архитектуры. Памятники архитектуры – вневременные вещи. Они, конечно, были когда-то созданы, но ценность их – художественная, и это один полюс. А другой – памятники как исторические свидетельства, как археология. Каждый раз, когда я на них смотрел, я заново убеждался, что не требуется от них, чтобы они имели какой-то художественный смысл. Это фундаменты каких-то бывших, может быть красивых, а может быть уродливых, зданий. Образ жизни – просто люди жили несколько веков подряд – и никакой другой ценности здесь нет.

Рассматривая руины Помпей, в какой-то момент вдруг начинаешь поражаться знакомым элементам городской среды – ступеням, дверям, окнам, пешеходным переходам. Ты понимаешь, что это был такой же европейский город, как сегодняшние

О.Р.
Но, скажем, римские руины?

Н.Л.
Как это ни кощунственно звучит, но разочаровывает. Как в Палеонтологическом музее лежат кости доисторических чудовищ, и в принципе интересно, что этот камень – оказывается яйцо какого-то ящера, а вот это его берцовая кость. Но, так сказать, целостного впечатления от чудовища у меня это не оставляет. Нужна картинка от ученого-археолога, который мог по этой кости реконструировать все, и на меня эта картинка производит большее впечатление, чем сама кость, хоть и подлинная. Когда-то в МАРХИ наш учитель Николай Николаевич Уллас, когда я поленился сделать фасад целиком и сделал фрагмент, мне сказал: «Вырезка хорошая, но представления о корове не дает». В Риме – только эти вырезки, и непонятно из чего, и собраны в каком-то чудовищном порядке. Или другой вариант – с руинами ничего не делают, они медленно превращаются в явление природы, становятся скалами, гротами, но это уже живет совершенно другой жизнью, нежели та, которую ему предполагали авторы. Появляется красота, но иная, природная.

далее>>

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Николай Лызлов:
«Это текст на моем языке»

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна