приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Москва и два Берлина:
архитектурный результат взаимного наблюдения
XIII-MMV - 27.03.2005

Москва, проспект Мира, административное здание
К.-Э.Свора, Э.Гиске
Восточный Берлин, район Митте. Хирургический центр больницы «Шаритэ»

Речь идет здесь о взаимном архитектурном влиянии соприкасающихся и взаимодействующих стран разного политического устройства. Это влияние выражается в архитектуре столиц этих стран. В результате сложных процессов, состоящих из подглядывания за соседом, оглядывания на него и отталкивания от него, получается сложное архитектурное пространство, в котором читаются участки соперничества, зависти, копирования и бескорыстного восхищения.

Эти участки образуют столь сложную картину из-за сложности политической ситуации второй половины XX века и не меньшей сложности художественных, архитектурных процессов, идущих по обе стороны границы двух враждующих лагерей, социалистического и капиталистического, и на самой этой границе. Ситуация, несколько упрощенно, видится следующим образом. Москва является центром социалистического лагеря и потому с необходимостью является самым репрезентативным городом, в котором отбираются основные архитектурные образы, характеризующие и маркирующие Восточный блок. Это полигон архитектурных типов, форм и образов социализма.

Б.Тхор и др
Москва, проспект Мира, ВДНХ, «Монреальский павильон». Фрагмент лестницы
Западный Берлин, район Шоненберг, жилой дом у Кляйстпарка («Социалпаласт»). Фрагмент лестницы

Восточный Берлин, столица ГДР, практически всю вторую половину XX века находится в идеологической, экономической и культурной зависимости от Москвы и с необходимостью копирует или развивает образы, найденные в столице СССР. Но, в отличие от Праги или Будапешта, Восточный Берлин есть не только обладающий местным своеобразием город-столица внутри Восточного блока, в котором так или иначе развиваются принципы социалистической архитектуры. Восточный Берлин – это еще и «прифронтовой» город, отделенный c 1961 г. стеной от Западного Берлина, искушающего и дразнящего своим обликом столицу ГДР. В Восточном Берлине из-за этого возникает не только оглядка и равнение на Москву, но и притяжение-отталкивание с западным соседом за стеной. Кроме того, Восточный Берлин даже вступает в соревнование с Западным, пытается превзойти его масштабом или последовательностью претворения градостроительных идей или отдельных форм.

Москва, проспект Мира, ВДНХ, монумент «Покорителям Космоса»
Западный Берлин, район Шонеберг, Ан дер Урания, городская скульптура

И, наконец, Западный Берлин, тоже прифронтовой город, набранный из трех зон оккупации, английской, американской и французской, окруженный войсками, замкнутый и затаившийся. Но в этот город текут деньги Запада, этот город поддерживается извне, он превращен в витрину Запада, прежде всего – архитектурную витрину. Планировка, улицы, парки, отдельные здания – все как будто предназначено для того, чтобы поразить социалистического соседа свободой, материальным и духовным богатством, художественной независимостью. Это – передовой лагерь наступающей армии, а потому здесь сосредоточены лучшие силы, лучшие архитекторы строят здесь пионерские, экспериментальные здания. Но, поскольку соревнование систем приняло затяжной характер, Западный Берлин не избежал и обратного влияния: нигде на Западе не встретишь такой последовательности воплощения модернистских градостроительных проектов, такого социалистического духа, какой видим в застроенном в 50-60-е годы Кройцберге или в сооруженном в 70-е годы квартале Меркишефиртель. Получается, что витрина Запада сама поддавалась влиянию с Востока, отвечая социализацией города на вызов и сопротивление социалистического Восточного Берлина.

Москва, улица Новый Арбат, кинотеатр «Октябрь», фрагмент мозаики
Восточный Берлин, улица Александерштрассе, Дом учителей, фрагмент мозаики

Итак, получается узор из трех змей, кусающих друг друга за хвосты: Москва, глядящая в витрину Запада и берущая кое-что прямо из Западного Берлина; Восточный Берлин, глядящий на Москву и разрабатывающий принятые там формы, взятые в Западном, и, наконец, Западный Берлин, спорящий с Москвой через посредство спора с Восточным Берлином и при этом наполняющийся социалистическим духом, веющим из столицы ГДР, но инициированным в Москве. В этом сгустке идеологий и архитектурных течений достаточно трудно разобраться, но мы попробуем если не расчленить все эту бурю на отдельные волны и водовороты, то предложить некоторые схемы, позволяющие разглядывать это совсем недавнее, но еще очень непонятное и бурное прошлое.

1945–1955

После Второй мировой войны архитектура стран антигитлеровской коалиции разошлась почти сразу: западные страны обратились к модернизму, образовавшему интернациональный стиль, а СССР и его сателлиты остались в русле неоклассики, принявшей особый, «победный» оттенок помпезности и упорядоченности. Москва была столицей этой «победной» неоклассики, а Восточный Берлин был еще одним полигоном ее применения: Сталин-аллее (1951–1960. Х. Хензельманн, Р. Паулик, Э. Хартманн, К.В. Лехт, Х. Хопп, К.Сурадни - H. Henselmann, R. Paulick, E. Hartmann, K.W. Leucht, H. Hopp, K. Souradny). прямо копирует и градостроительный ход с крупными башнями-пропилеями, найденный в ансамбле Калужской заставы (площадь Гагарина) в Москве (Построен Е. Левинсоном, И. Фоминым и А. Аркиным в 1950 г.), а сам стиль зданий этого восточноберлинского проспекта прямо восходит к американизированной версии Ар деко, получившей распространение в высотных зданиях Москвы. Следует отметить, что эта неоклассика в Восточном Берлине возникла под прямым давлением Москвы, а до нее было построено несколько зданий в духе функционализма (Лаубенгангхаузер на Карл-Маркс-аллее. 1949–1950. Х.Шарун, Л.Херценштейн; К.Брокшмидт, Х.Ридель - H. Scharoun, L.Herzenstein; K.Brockschmidt, H.Riedel) или сдержанной неоклассики, слегка прикрывавшей модернистскую композицию (Жилой дом на Вебервизе. 1951–1952. Х. Хензельманн - H. Henselmann).. Но это робкое начало модернизма было прекращено директивно, и символами 50-х годов в Восточном Берлине остались бесконечные линии Сталин-аллее и массивное посольство СССР на Унтер-ден-Линден (1947–1952. А.Я. Стрышевский, Д.Д.Лебединский).

Москва, улица Новый Арбат, дворы

Восточный Берлин, улица Ляйпцигерштрассе, фрагмент здания

Следует отметить, что в Восточном Берлине не было переходного стиля, такого как в Москве в конце 50-х: когда классичность сохранялась, но в немногих деталях (Ленинский проспект, начало Профсоюзной улицы, Стадион имени Ленина, магазин «Детский мир»). В столице ГДР сразу перешли к модернизму, но немного позже.

далее>>

вверх

 Архив

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Забег вдоль стены

     

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Москва и два Берлина: архитектурный результат взаимного наблюдения

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна