|
|
Зарубежные новости
Ар деко под Палладио
Вилла Лоредан, Тревизо, Италия
Реконструкция,1998
Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa),Афра Бьянкин Скарпа (Afra Bianchin
Scarpa)
III-MMII -
12.03.2002

Вилла Лоредан в Венето была построена архитектором Прети в самом начале XVIII века.После
ее покупки «Бенеттон груп» и реставрации, проведенной Афра и Тобиа Скарпа,
вилла приобрела
торжественный представительский вид одной
из штаб-квартир известнейшего концерна
В ноябре 2001 года Тобиа Скарпа
посетил Москву в качестве ведущего
дизайнера фирмы Meritalia и провел
мастер-класс в рамках «Недели высокой мебельной моды».
Он ответил
на вопрос журнала Проект Классика
Оксана Рудченко Что вы думаете
об отношениях классики и современности?
Тобиа Скарпа Это самая важная проблема современной архитектуры.
Ею
всю жизнь занимался мой отец, Карло Скарпа, и я как архитектор – лишь
продолжатель его пути. Современная
архитектура перечеркнула классику,
провозгласив единственно верным
все новое – свои формы, свои задачи
и круг решаемых вопросов. На сегодняшний день мы должны признать,
что формальная концепция модернизма себя изжила.
Но его идеи никто
не отменял – социальная адресованность, потребность в комфортной жизненной и рабочей среде по-прежнему
актуальны. В этой ситуации задача
архитектора – поиск новой формальной концепции,
выражающей эти
идеи. Концепции, признающей существование классического наследия.
Концерн «Бенеттон груп» последовательно
проводит программу поддержки и реконструкции палладианских вилл Венето.
О реконструкции виллы Пастега Манера
ПК писал в №1.Помимо нее Бенеттон приобрел еще две виллы – Минелли и Лоредан.
В 1998 году вилла Лоредан была реконструирована по проекту Тобиа Скарпы,
сына одного из ведущих итальянских
архитекторов ХХ века. Вилла Лоредан
была построена Прети в конце 1700-х годов.
Подземное пространство выходит наружу тремя амфитеатрами.
В одном из них устроен искусственный водоем с двумя барочными статуями –
отсылка к эпохе, в которую была создана вилла
Ее архитектура – классический пример творчества «кружка» палладианцев,
работавших с архивом великого мастера
и тщательно берегших его традиции. Наследники графов Лоредан передали владение группе Бенеттон в 1991 году,
и после
реставрации оно стало штаб-квартирой
компаний «Спортсистем» и «Плейлайф».
Перед Скарпа стояли две задачи –
реставрация исторического здания начала XVIII века и реконструкция комплекса
с целью получения дополнительных площадей. Архитекторы поставили здание
на новый подземный пьедестал. В отреставрированном главном здании и флигелях разместились офисы,
а под курдонером было создано огромное заглубленное
пространство (ок.4000 кв.м), выходящее
наружу двумя симметричными полуциркульными амфитеатрами с боковых
сторон и амфитеатром с искусственным
водоемом со стороны центрального
входа. Нормы реставрации были соблюдены, а комплекс получил новый облицованный камнем зал.
Скарпа поставили историческую палладианскую постройку на новый подземный пьедестал.
Нормы реставрации были соблюдены, а комплекс
получил огромный зал площадью около 4000 м2,
облицованный вичентинским известняком
В плане новое пространство читается как барочная циркумференция,
посреди бассейна стоят две барочные статуи – оммаж,
оказанный архитекторами Прети. Но на этом барочные аллюзии заканчиваются.
Новое пространство –
и формально, и пропорционально – скорее отсылает к Ар Деко,
варианту модернизированной классики XX века,
сочетающему ясную геометризацию классических
форм с дорогостоящей отделкой и технологическим вниманием к деталям.
Для Ар Деко подземное пространство –
одна из любимых тем (метро)– в нем
он демонстрировал современные технические возможности и устраивал эффектные световые игры.
От Ар Деко здесь –
сложно профилированные карнизы прямоугольных порталов,
выходящих
в амфитеатры, горизонтальные пропорции зала,
рисунок каменной облицовки.
И главное – граненые столбы – устои, изобретенные Ар Деко в стремлении
примирить модернистскую стойку с классической колонной.
На плане заглубленное пространство читается
как барочная циркумференция
У Скарпа эти столбы
приобретают особый характер.
Во-первых, у каждого столба есть база –
специальные плитки пола, выступающие
вверх рельефным кругом. Во-вторых,
они не просто граненые – их грани чуть вогнуты,в них читается прообраз каннелюр.
Жест неожиданный, элегантный и концептуальный,
учитывая, что ради него нельзя
было прибегнуть к простой облицовке,
а пришлось вытесывать грани из цельных
кусков камня. В-третьих, в верху ребра
столбов чуть стесаны, и получившиеся
треугольные участки позолочены.
Эти мерцающие воспоминания о капителях – оригинальное,
не встречавшееся
в самом Ар Деко решение любимой им темы «процветания» колонны лучами света..
В духе Ар Деко развернута изысканная
игра цветов и фактур в отделке. Пилоны
и облицовка выполнены в традиционном
для Венето вичентинском известняке.
 |
 |
Сложный геометризированный профиль
прямоугольного портала, как и другие детали,
заставляет вспомнить стиль Ар Деко. Карниз
остроумно использован как технический канал
для инженерных систем
|
Пол выложен каменными плитками,
а для фальшпотолка использована сложная техника – сначала металлическое
покрытие, потом несколько слоев клеящих материалов с напылением каменной
крошки тех же оттенков, что и на полу.
Благодаря этому достигается визуальная
и тактильная гармония интерьера.
В пояснительной записке к проекту говорится,
что заказчику требовались «исследовательские территории».
В подземном
помещении проводится серьезное архитектурное исследование на тему о природе
ордера. Авторы пишут: «Мы более
тщательно интерпретировали пилон как
элемент, замещающий колонну... чтобы
яснее понять и ближе подойти к значению
колонны».Граненый пилон Ар Деко –
произвольный отрезок стойки без базы
и капители, самый скучный элемент несущей конструкции в модернизме – снова
изучен как несомненное производное
от колонны. Все многочисленные тонкости, используемые Скарпа,
изящно
и умно наводят на вопрос – где начинается ордер?
Как работает память классической формы, как возникает классическая
гармония пространства во вполне современном интерьере?
Многих ли усилий
стоит возвращение формы в идеальное
измерение? Ответ – не многих, но изощренных.
Скарпа напоминают нам, что
классика там, где нюансы.
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|