приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Ар деко под Палладио
Вилла Лоредан, Тревизо, Италия Реконструкция,1998 Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa),Афра Бьянкин Скарпа (Afra Bianchin Scarpa)
III-MMII - 12.03.2002

 

Вилла Лоредан в Венето была построена архитектором Прети в самом начале XVIII века.После ее покупки «Бенеттон груп» и реставрации, проведенной Афра и Тобиа Скарпа, вилла приобрела торжественный представительский вид одной из штаб-квартир известнейшего концерна



В ноябре 2001 года Тобиа Скарпа посетил Москву в качестве ведущего дизайнера фирмы Meritalia и провел мастер-класс в рамках «Недели высокой мебельной моды». Он ответил на вопрос журнала Проект Классика 
Оксана Рудченко Что вы думаете об отношениях классики и современности?
Тобиа Скарпа Это самая важная проблема современной архитектуры. Ею всю жизнь занимался мой отец, Карло Скарпа, и я как архитектор – лишь продолжатель его пути. Современная архитектура перечеркнула классику, провозгласив единственно верным все новое – свои формы, свои задачи и круг решаемых вопросов. На сегодняшний день мы должны признать, что формальная концепция модернизма себя изжила. Но его идеи никто не отменял – социальная адресованность, потребность в комфортной жизненной и рабочей среде по-прежнему актуальны. В этой ситуации задача архитектора – поиск новой формальной концепции, выражающей эти идеи. Концепции, признающей существование классического наследия.

Концерн «Бенеттон груп» последовательно проводит программу поддержки и реконструкции палладианских вилл Венето. О реконструкции виллы Пастега Манера ПК писал в №1.Помимо нее Бенеттон приобрел еще две виллы – Минелли и Лоредан. В 1998 году вилла Лоредан была реконструирована по проекту Тобиа Скарпы, сына одного из ведущих итальянских архитекторов ХХ века. Вилла Лоредан была построена Прети в конце 1700-х годов.

Подземное пространство выходит наружу тремя амфитеатрами. В одном из них устроен искусственный водоем с двумя барочными статуями – отсылка к эпохе, в которую была создана вилла

Ее архитектура – классический пример творчества «кружка» палладианцев, работавших с архивом великого мастера и тщательно берегших его традиции. Наследники графов Лоредан передали владение группе Бенеттон в 1991 году, и после реставрации оно стало штаб-квартирой компаний «Спортсистем» и «Плейлайф». Перед Скарпа стояли две задачи – реставрация исторического здания начала XVIII века и реконструкция комплекса с целью получения дополнительных площадей. Архитекторы поставили здание на новый подземный пьедестал. В отреставрированном главном здании и флигелях разместились офисы, а под курдонером было создано огромное заглубленное пространство (ок.4000 кв.м), выходящее наружу двумя симметричными полуциркульными амфитеатрами с боковых сторон и амфитеатром с искусственным водоемом со стороны центрального входа. Нормы реставрации были соблюдены, а комплекс получил новый облицованный камнем зал.

Скарпа поставили историческую палладианскую постройку на новый подземный пьедестал. Нормы реставрации были соблюдены, а комплекс получил огромный зал площадью около 4000 м2, облицованный вичентинским известняком

В плане новое пространство читается как барочная циркумференция, посреди бассейна стоят две барочные статуи – оммаж, оказанный архитекторами Прети. Но на этом барочные аллюзии заканчиваются. Новое пространство – и формально, и пропорционально – скорее отсылает к Ар Деко, варианту модернизированной классики XX века, сочетающему ясную геометризацию классических форм с дорогостоящей отделкой и технологическим вниманием к деталям. Для Ар Деко подземное пространство – одна из любимых тем (метро)– в нем он демонстрировал современные технические возможности и устраивал эффектные световые игры. От Ар Деко здесь – сложно профилированные карнизы прямоугольных порталов, выходящих в амфитеатры, горизонтальные пропорции зала, рисунок каменной облицовки. И главное – граненые столбы – устои, изобретенные Ар Деко в стремлении примирить модернистскую стойку с классической колонной.

На плане заглубленное пространство читается как барочная циркумференция

У Скарпа эти столбы приобретают особый характер. Во-первых, у каждого столба есть база – специальные плитки пола, выступающие вверх рельефным кругом. Во-вторых, они не просто граненые – их грани чуть вогнуты,в них читается прообраз каннелюр. Жест неожиданный, элегантный и концептуальный, учитывая, что ради него нельзя было прибегнуть к простой облицовке, а пришлось вытесывать грани из цельных кусков камня. В-третьих, в верху ребра столбов чуть стесаны, и получившиеся треугольные участки позолочены. Эти мерцающие воспоминания о капителях – оригинальное, не встречавшееся в самом Ар Деко решение любимой им темы «процветания» колонны лучами света.. В духе Ар Деко развернута изысканная игра цветов и фактур в отделке. Пилоны и облицовка выполнены в традиционном для Венето вичентинском известняке.

Сложный геометризированный профиль прямоугольного портала, как и другие детали, заставляет вспомнить стиль Ар Деко. Карниз остроумно использован как технический канал для инженерных систем

Пол выложен каменными плитками, а для фальшпотолка использована сложная техника – сначала металлическое покрытие, потом несколько слоев клеящих материалов с напылением каменной крошки тех же оттенков, что и на полу. Благодаря этому достигается визуальная и тактильная гармония интерьера. В пояснительной записке к проекту говорится, что заказчику требовались «исследовательские территории». В подземном помещении проводится серьезное архитектурное исследование на тему о природе ордера. Авторы пишут: «Мы более тщательно интерпретировали пилон как элемент, замещающий колонну... чтобы яснее понять и ближе подойти к значению колонны».Граненый пилон Ар Деко – произвольный отрезок стойки без базы и капители, самый скучный элемент несущей конструкции в модернизме – снова изучен как несомненное производное от колонны. Все многочисленные тонкости, используемые Скарпа, изящно и умно наводят на вопрос – где начинается ордер? Как работает память классической формы, как возникает классическая гармония пространства во вполне современном интерьере? Многих ли усилий стоит возвращение формы в идеальное измерение? Ответ – не многих, но изощренных. Скарпа напоминают нам, что классика там, где нюансы.


Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

03.04.2002 III-MMII
Церковь Св.Иоанна Крестителя Моньо, Валле Маджиа, Тичино, Швейцария 1986/92 –1998 
Марио Ботта (Mario Botta)

   

03.04.2002 III-MMII
Часовня Санта Мария дельи Анджели Монте Тамаро, Тичино, Швейцария 1990–1996 
Марио Ботта (Mario Botta)

   
 

03.04.2002 III-MMII
Идеальный музей 
Музей фонда Бейелер (Beyeler Foundation Museum) Базель, Швейцария 1994 –1997 
Ренцо Пьяно (Renzo Piano)

   
 

03.04.2002 III-MMII
Ар деко под Палладио 
Вилла Лоредан,Тревизо,Италия Реконструкция,1998 Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa),Афра Бьянкин Скарпа (Afra Bianchin Scarpa)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна