приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Идеальный музей 
Музей фонда Бейелер (Beyeler Foundation Museum) 
Базель, Швейцария 1994 –1997 
Ренцо Пьяно (Renzo Piano)
III-MMII - 12.03.2002

 

Прозрачный, как бы парящий южный фасад музея с подступающим водоемом навевает японские ассоциации. Но одновременно это четырехколонный фасад греческого храма

Здание построено для размещения художественной коллекции семьи Бейелер, подаренной городу. Его длина 125 м, ширина 25, около 3000 м2 экспозиционных площадей размещены на двух этажах (нижний заглублен). Фонд Бейелер относится к числу достаточно известных европейских музеев современного искусства. В 1994 году руководство фонда решило строить новое здание, к Ренцо Пьяно обратились как к самому известному после центра Помпиду музейщику в области modern art.

На плане читаются два храмика-простиля, соединенные в протяженный амфипростиль сложной, как бы слоящейся стеной

Поэтому, подходя к этому зданию, ждешь встречи с очень острой архитектурой «наизнанку». Но ожидания не оправдываются. Нет, разумеется, есть фирменное пьяновское внимание к технологическим узлам, есть трансформирующаяся кровля, регулирующая свет в залах, есть несущие конструкции, походящие на корабельные, но в целом зданию присущи совершенно неожиданные для авангардного архитектора и для музея авангардного искусства спокойствие и гармония. Изысканность пропорций его четкой геометрии сначала заставляют вспомнить позднего Мис ван дер Роэ. Но архитектура слишком медитативна для Миса, слишком «магична» по переживанию. Южный фасад с подступающим к нему водоемом – изумительное, возвышенно созерцательное зрелище. Уровень воды точно совпадает с уровнем пола, между ними только стеклянная стена. Фасад совершенно проницаем и благодаря идеальному водному зеркалу обретает эффект прозрачности и парения.

Музей Ренцо Пьяно стоит в пригороде Базеля на границе городской застройки и сельскохозяйственных земель

Пустота воздуха, зеркало воды, виртуальная граница стекла, линии, организованные в спокойную гармонию пропорций – все это навевает какие-то восточные, японские ассоциации. Стены как бы разъезжаются, как стены-ширмы японского дома, прозрачная крыша едва касается стен точечными опорами и т.д. Но это переживание каких-то фрагментов, точек, а не композиции в целом. В композиции ничего японского нет. Как известно, чтобы хорошо спрятать какую-нибудь вещь, надо положить ее на самое видное место. Ты подходишь к зданию, упираешься в торец портика с четырьмя столбами и все еще не чувствуешь ассоциации. И вдруг понимаешь – периптер. Правда, большая протяженность здания противоречит классическим пропорциям. На плане читаются скорее два храмика-простиля, обстроенные с запада и востока какой-то сложной, слоящейся стеной. Снаружи оказывается, что это несколько рядов стен разной высоты, то открывающих, то прячущих основной объем. Как будто объединение двух храмов в один произошло постепенно, в результате позднейших пристроек, и перед нами периптер, возникший хоть и не встречавшимся нигде ранее, но вполне естественным образом.


Протяженный боковой фасад музея напоминает каменную целлу греческого храма, в которой вырезаны участки, забранные сплошным остеклением

После того как ассоциация уже состоялась, классику начинаешь видеть во всем. Разрушилась обрамлявшая периптер колоннада – ее место заняли стеклянные галереи, при этом смысл взаимоотношений колоннады и целлы не утерян. Обветшала первоначальная крыша – ей на смену сделали стеклянную. Так, будто эта постройка существует еще с тех пор, когда детали деревянных храмов постепенно заменялись каменными, а потом появились новые материалы – стекло, металл, и сейчас перед нами результат этого исторического развития. Возможно, еще не окончательный. Музей как храм – самая ранняя, первоначальная типология музеев. Храм искусств, обиталище муз – святилище единственного культа, признаваемого и просветителями, и романтиками, и даже позитивистами. XX век, боровшийся с музеефикацией искусства, изобрел тип музея-аттракциона, пытаясь воссоздать не Парфенон, а гараж, узел коммуникаций, летающую тарелку. И вот, в самом конце века, снова построен музей-храм. И скульптуры Джакометти из экспозиции выглядят таинственными идолами неизвестной религии. Все служебные помещения сосредоточены в соседнем здании – в этом ничего, кроме искусства. Пьяно свободно смог воплотить в реальности свой идеальный музей. 


Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

03.04.2002 III-MMII
Церковь Св.Иоанна Крестителя Моньо, Валле Маджиа, Тичино, Швейцария 1986/92 –1998 
Марио Ботта (Mario Botta)

   

03.04.2002 III-MMII
Часовня Санта Мария дельи Анджели Монте Тамаро, Тичино, Швейцария 1990–1996 
Марио Ботта (Mario Botta)

   
 

03.04.2002 III-MMII
Идеальный музей 
Музей фонда Бейелер (Beyeler Foundation Museum) Базель, Швейцария 1994 –1997 
Ренцо Пьяно (Renzo Piano)

   
 

03.04.2002 III-MMII
Ар деко под Палладио 
Вилла Лоредан,Тревизо,Италия Реконструкция,1998 Тобиа Скарпа (Tobia Scarpa),Афра Бьянкин Скарпа (Afra Bianchin Scarpa)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна