|
|
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007

Кайруан. Большая мечеть. IX в.
Арабский эпилог
Арабские завоеватели почти нигде не
устроили свои поселения на римских
развалинах – они отступили в сторону
или основали совсем новые города. Эти
новые средневековые города с их спутанным клубком улиц были окружены
мощными стенами, которые сохранились
полностью или частично и в выстроенном при династии Аглабидов Кайруане,
самой первой столице Магриба (так
стали называть северно-африканский
выступ, то есть нынешние Тунис, Алжир
и Марокко), и в Махдие (столице династии Фатимидов), и в Сусе, и в самом
Тунисе. Внутри стен в каждом из этих
городов можно найти несколько мечетей, среди которых обычно выделяется
Большая мечеть. Самое яркое зрелище – это Большая мечеть Кайруана,
где взятые на руинах римские колонны
составлены попарно – как в базиликах
ранннехристианского времени. Это говорит о сохранении местных традиций,
хотя бы на первом этапе мусульманского зодчества Магриба, в VIII–IX вв.
Довольно часто можно увидеть колонны
с капителями (и то и другое – вторичного использования) и на углах ранних
мечетей, и при входе в укрепленные
монастыри, рабаты, сохранившиеся в Сусе и Монастире. В композиционном
же отношении и мечеть Кайруана, и многие ее реплики, гораздо более суровые
(Большие мечети в Сусе IX в. и Махдии
X в.), принадлежат ближневосточному
миру и связаны с зодчеством Сирии
и Египта. Но и достаточно тонкие формы
Кайруана, и строгие и суровые арочные
формы Махдии и Суса принадлежат еще
позднеантичной традиции – пусть в восточном варианте, пусть в искаженном
виде. То же можно сказать об изящных
колоннадах Большой мечети в Тунисе
(XI в.) и о ее куполе, украшенном мраморной облицовкой, напоминающей
облицовку византийского храма Теотокос того же времени в монастыре святого
Луки в Фокиде. И в это время зодчество
Магриба все еще питалось позднеантичными находками. Потом же, при
мавританских династиях Альмохадов
и Альморавидов, территория Восточного
Магриба (Туниса) стала периферийной и утратила способность к созданию
новых форм, тогда как чужие формы
из Феса или Марракеша воспринимала вяло и с опозданием. Примерно
в XIV, а может быть и в XIII веке оригинальное развитие архитектуры здесь
окончательно остановилось, а тем самым
прервалась последняя нить, связывавшая Тунис с римско-африканским
прошлым.

Кайруан. Интерьер Большой мечети

Кайруан. Бассейн Аглабидов. IX в.

Кайруан. Мечеть Трех порталов. IX в.

Монастир. Рибат (укрепленный монастырь). VIII–X вв.

Тунис. Входной портик Большой мечети. X–XI вв.

Тунис. Двор Большой мечети. XI в.

Сус. Двор Большой мечети. IX в.

Сус. Куфическая надпись на фризе Большой мечети

Сус. Интерьер Большой мечети

Сус. Угловая башня Большой мечети

Сус. Рибат. VIII–IX вв.

Сус. Вход в Рибат

Махдия. Вид города с Большой мечетью

Вход в Большую мечеть. X в.
<<вернуться
|
 |
|