|
|
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007

Мактар. Вандальская базилика. V в.
Поздний Рим, вандалы и византийцы
Рим эпохи упадка представлен в этих
землях двумя видами памятников: зданиями с «корытами» и раннехристианскими
базиликами. Здания с «корытами» представляют собой странноватое сочетание
позднеримской композиционной изощренности и позднеримской же грубости
деталей и небрежности техники. Это не
изысканный декаданс, а именно физический упадок в смысле уменьшения сил при
высоких интеллектуальных возможностях. Прежде всего следует подчеркнуть
то, что мы не понимаем самого предназначения двух зданий с «корытами»,
сохранившихся в Мактаре и Хаидре.
В этих зданиях в нижней части аркад
вставлены каменные блоки с выдолбленными «корытами» (или ваннами?).
Ученые предположили, что в эти корыта
насыпали зерно при выплате налогов
«натурой» (в этом случае налогоплательщики располагались с одной стороны
аркады, а сборщики налогов – с другой),
но в эту интерпретацию не очень веришь:
уж больно комичной представляется
регулярная процедура ссыпания зерна из
мешка в корыто под бдительным взором
фискала. Как бы то ни было, но два таких
здания представляют редкие примеры
римской архитектуры III–IV вв.: в Мактаре это триконх с невысокими арками,
а в Хаидре это базиликальное трехнефное здание с высокими арками в торцах
среднего нефа и разделяющими нефы низкими аркадами с «корытами».

Хаидра. Византийский храм. VI в.

Руины Хаидры
Раннехристианская архитектура
Проконсульской Африки была достаточно рядовой: здесь строились большие
базилики, похожие на собственно римские и отличавшиеся лишь специфической
африканской техникой кладки (с заполнением мелкими камнями пространства
между мощными столбами с крупной
квадровой кладкой) и тем, что нефы
здесь разделяли парные колонны (кроме
римской Африки нигде больше их нет).
Развалины базилик IV в. есть и в самом
Карфагене (где одна из них имеет гигантские размеры и 9 нефов), и в Мактаре,
и в Хаидре, и в Сбейтле, и в Тубурбо-Майус. Везде мы встретим повышенное
пространство алтаря и своеобразный
амвон, вынесенный в пространство среднего нефа, везде увидим механическое
повторение колонн и травей. Это провинциальное зодчество, а потому интересное
только как пример, иллюстрация к историческим сведениям. Примерно так же
можно было бы воспринимать и зодчество вестготов, если бы не острое чувство,
вызываемое неуклюжими сочетаниями
деталей, коротких колонн и краденых капителей в базиликах V в. в Мактаре
и Хаидре. Это уже даже не упадок, а разложение классики.

Хаидра. Здание с «корытами». III в.
Византийцы просто не имели времени для того, чтобы наполнить страну,
отвоеванную у вандалов, своими храмами и другими постройками. Кроме
того, как и везде, они существовали на
развалинах античных городов, а потому
их сократившиеся в размерах поселения полны «заимствованных» деталей.
Византийцы были полны энергией
и исполнены желания защитить приобретенные земли, а потому разработали план
укрепления как пограничных областей,
так и старых городов. Почти везде римские памятники сохранились благодаря
тому, что византийские строители заложили окна и интерколумнии античных
зданий и включили их в состав своих
фортов, стоящих то посреди города, то на
его окраине. Византийские кладки VI в.
обрамляют и Капитолий в Дугге, и форум в Сбейтле, и триумфальную арку
при входе в античную Хаидру. Прямоугольники византийских фортов видны
и в гористых северных районах, и в полупустынях юга.

Непонятные «корыта» в аркаде
Поразительное зрелище представляет собой византийская Хаидра: здесь
на развалинах античного города встал
византийский город с мощными укреплениями, но прямоугольник его стен не
занимает и десятой части былого пространства и окружен руинами античного
поселения – косяками дверных проемов,
плитами форумов, редкими руинами
арок, базилик, мавзолеев. Видно, что
жизнь здесь в византийское время скукожилась, сократилась до маленького
городка-цитадели, стоящего на краю пустыни. Внутри этого городка оказалась
базилика IV в., но гораздо интереснее
примкнувший изнутри к одной из башен
массивный крестовокупольный храм
VI в. – едва ли не последний памятник
христианского зодчества на этой земле.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|