приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

 revzin@projectclassica.ru    тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Григорий Ревзин
Забег вдоль стены
XIII-MMV - 27.03.2005

Москва, Ленинские горы, 2-й гуманитарный корпус Московского университета, деталь
Потсдам, здание студенческого общежития, деталь

С точки зрения реального человека, который оказывается объектом усилий по ускорению прогресса, различия между теми, кто способны уничтожить для ускорения прогресса миллионы граждан, и теми, кто не считают это возможным, оказывается весьма существенными. Но с точки зрения строительства эта разница исчезает. И та и другая система основана на идее прогресса, и та и другая отождествляют научно-технический прогресс и прогресс социальный, и та и другая полагают, что роль государства заключается в ускорении прогресса. Модернизм, который заявляет, что суть его – это движение в направлении лучшего будущего с опорой на новые технологии, идеально репрезентирует обе идеологии.

Уже через десять лет после старта, в начале 60-х, необходимость растождествления с тоталитаризмом пропадает у архитекторов и восточного, и западного блока. Реальный противник в виде классического наследия полностью исчезает, модернизм не имеет никаких альтернатив. И эта победа является серьезной проблемой для него – прогресс не от чего отсчитывать. Сама унаследованная модернизмом поэтика авангарда в огромной степени подпитывалась энергией противостояния прошлому: чем сильнее отрицаешь прошлое, тем дальше прыгнул в сторону прогресса. Но как быть, если отрицать уже нечего?

А.Меерсон и др.
Москва, улица Беговая, экспериментальный жилой дом. Пространство под домом

Ле Корбюзье
Западный Берлин, район Шарлоттенбург. Жилая единица. Пространство под домом

И вот тут вступает в силу конкуренция двух идеологий. Каждая из них полагает свой путь к прогрессу истинным, а другой – ложным. Каждая отрицает другую. Каждая, отрицая, внимательно смотрит на противника, стремясь превзойти его достижения. История архитектуры Москвы/Берлина становится забегом вдоль стены в сторону прогресса с постоянной сверкой пройденных промежуточных дистанций. Простые формы технологической геометрии вбирают в себя колоссальное политическое содержание, они становятся репрезентацией двух альтернативных движений человечества к прогрессу. Каждая из систем, соревнуясь с другой, подчеркивала свои ценности. Коммунизм – масштаб и плановость, либерализм – творческую свободу. СССР выстроил больше одинаковых домов, на Западе они были разнообразнее. Время от времени они менялись стратегиями, в Западном Берлине строились целые типовые кварталы, Восточный блок, напротив, вдруг позволял некоторый индивидуализм концепций, и творческие почерки Леонида Павлова, Андрея Меерсона, Игоря Виноградского более или менее различаются между собой. Но вот парадокс.

Имена и творческие свершения архитекторов авангарда остались в истории. Мельников и Корбюзье, Татлин и Гропиус – это глубоко индивидуальные творческие концепции, перевернувшие представления мира об архитектуре, и фактически они полностью перекрывают собой наши представления об основной массе архитектуры первой половины века. Со второй половиной – все иначе. Индивидуальные концепции едва заметно просматриваются в общей массе строительства, произведения Ханса Шаруна, Эгона Айерманна, Фритца Борнеманна при всей их заметности не могут сравниться с теми едва что не бумажными проектами, которые нам оставил авангард первой половины века.

Москва, район Бибирево, типовые дома

Юрген Заваде, Дитер Фровайн и др.
Западный Берлин, район Шонеберг, жилой дом у Кляйстпарка («Социалпаласт»)

Дело, как мне кажется, в специфическом статусе той творческой свободы, которую получает архитектор в рамках модернистской системы. Эта свобода – лишь аргумент в соревновании двух систем. Не архитектор создает нечто непредсказуемое и новое, а либеральный проект демонстрирует коммунистическому свое преимущество – предоставленную архитектору творческую свободу. Это предсказуемый жест свободы, и когда человека зовут для того, чтобы он показал, как он свободен, свобода принадлежит не ему, а тому, кто его позвал. В художественном пространстве архитектор – первое лицо по определению, в политико-экономическом – никогда.

Сама эта свобода заметна только на фоне того диктата, который существует в противоположном лагере. Когда рассматриваешь экспериментальный квартал Ханзафиртель, выставку достижений жилой архитектуры, проведенную в Берлине ровно в тот момент, когда в Москве начали эксперимент Новых Черемушек, то испытываешь жесточайшее разочарование. Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Вальтер Гропиус – какие имена! И это пиршество архитектурных форм больше всего напоминает типовые московские пяти-, девяти-, двенадцатиэтажки, и, в сущности, наши даже честнее, потому что не пытаются изображать на типовых панелях узоры творческой свободы. Их раскрепощенность заметна только на фоне отсутствия ее же у нас, нам будто говорят – смотрите, мы делаем то же самое, но при этом сохраняем либеральные ценности. Аргумент в споре двух систем превосходен. Жест в истории искусства – мизерабелен.

Если сегодня спросить себя, что же является самым значимым сооружением этого периода, то, разумеется, это сама Стена. Именно ее L-образные блоки оказываются тем минималистским носителем, на который в самом концентрированном виде проецируются результаты соревнования двух систем. Именно она собирает тот максимум политического содержания, который оказывается содержанием архитектуры за 50 лет в целом. Именно она оказывается центральным произведением модернизма второй половины века.

Стена пала, и тот колоссальный груз политического содержания, который нес на себе модернизм, исчез вместе с ней. Вместе с этим исчезновением из архитектуры ушло содержание, и именно поэтому облики обоих городов оказались лишенными ясности и смысла. Сама вера в прогресс, отождествление прогресса научно-технического с социальным оказались под вопросом, и вовсе не в рухнувшем соцлагере, а в либеральной системе. Архитекторы, пожалуй, единственные, кто продолжает в него верить. Архитектуре предстоит найти новое содержание и новый смысл. Но пока она его не нашла.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Забег вдоль стены

     

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Москва и два Берлина: архитектурный результат взаимного наблюдения

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


 editor@projectclassica.ru    тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна