|
|
Путешествие
Владимир Седов
Перекресток
X-MMIV - 29.04.2004
Черновцы
Театр – образец австрийской эклектики пополам
с модерном. Знаменитые
архитекторы Ф. Фелькнер
и Г. Гельмер. 1905 г.
Австрийцы
Если Российская империя оставила
в Подолье не так уж много следов и только
напоследок разразилась монументально-романтической стилизацией, то Австрия
(с 1848 года называвшаяся Австро-Венгрией), получившая земли Буковины
у Турции в 1775 году, а Западное Подолье
у Польши в 1772 году, вела здесь себя
более хозяйственно и устраивалась
на века. В Западном Подолье в любом
городке вы найдете характерные доходные
дома в духе эклектики или венского
сецессиона, кирпичные мельницы на
берегах рек и эклектические костелы. Это,
вместе с неистребимой брусчаткой
на улицах, очень интересно и создает
западный колорит современных Королина, Бучача и Бережан, но в архитектурном
отношении не слишком выделяется.
Ратуша в Черновцах.
Архитектор А. Микулич,
1843–1847 гг. Очень
запоздалый центрально-европейский классицизм
Намного интереснее ситуация в Черновцах, столице автономной Буковины
в составе Австро-Венгрии. Здесь венские
политики строили образцовый город
образцовой составной части богатой
и либеральной империи. И потому здесь
появились и городская ратуша середины
XIX века в стиле позднего классицизма
(А. Микулич), и целый ряд доходных
домов в самых разных стилях внутри
эклектики, и пышный театр, построенный
в 1905 году бессменными театральными
архитекторами Центральной Европы
эпохи эклектики, Ф. Фелькнером
и Г. Гельмером. Все это очень интересно,
этот город-колония на холмах над Прутом,
но в застройке улиц и площадей все же
преобладают дома вторичные, в лучшем
случае те, что «не стыдно было бы
поставить во Львове». Для создания
законченного образа нужен шедевр,
собирательный образ или образ-символ.
Черновцы
Резиденция митрополита
Буковины (сейчас –
университет). Чешский
архитектор И. Главка.
1862–1882 гг. Вид от ворот. Тут смешались неовизантийский
и неоготический стили,
но каким ясным
получилось целое!
Таким шедевром для Черновцов
явился комплекс резиденции православных (видимо – униатских) митрополитов
Буковины. Он создан в 1864–1882 годах
на высоком, господствующем над городом
холме по проекту приглашенного в Черновцы чешского архитектора И. Главки.
Этот Главка за период строительства
митрополичьей резиденции не построил ничего другого, за исключением черновицкой Армянской церкви (1869–1875) –
он был занят только своей главной
постройкой. Эта постройка получилась
такой представительной, что в советское
время в ней легко поместился университет, и теперь этот комплекс иначе как
университетом и не называют.
Университет в Черновцах.
Дом для профессуры
в духе княжеских дворцов
Бухареста.
1920-е – 1930-е гг.
Между тем это сложный конгломерат
из зданий, расположенных по усадебному
принципу, вокруг парадного двора,
и включающий митрополичий корпус
(в глубине, на главной оси), семинарский корпус с монументальной церковью –
слева и дом для приезжих – справа, а
также ограду, ворота, сторожку и сад с
памятником архитектору.
Главка действительно заслуживал
памятника: он создал символ города,
эмблематическое здание. Но, кроме
масштаба и парадности, что же заключено
в этом эклектическом по духу сооружении? Ответ, как ни странно, будет связан
не с масштабом и представительностью,
а с оригинальностью. Если вглядеться
в отдельные корпуса и отдельные формы
и мотивы на их фасадах, то станет видно,
что перед нами архитектура одновременно
ученая и романтическая. Здесь не только
позднеготические германские детали,
как кажется на первый взгляд (если бы это
было так, то это был бы «лобовой»
колониализм эклектики), а еще и очень
внимательная и чуткая стилизация
на тему поздневизантийских храмов
Константинополя, Салоник и Месемврии,
особенно заметная в Семинарской церкви
(украшенной фантастическими мозаиками), но присутствующая и на фасадах
других корпусов – в отдельных изразцах,
архивольтах окон и фигурных поясках.
В результате смешения романтических
позднеготических и не менее романтических поздневизантийских форм получился
образ, не отторгаемый православным
по преимуществу городским населением и,
одновременно, вписывающийся в европейский образ провинциальной столицы.
Митрополичья резиденция
в Черновцах, вид от митрополичьего корпуса. Слева
– дом для приезжих, справа – семинария с церковью
Этот образ, сложившийся на перекрестье археологической учености
и колониального вчуствования в среду,
является хорошей памятью об австрийцах:
несмотря на бюрократизм, они хотели
хорошего и создавали его в камне. Однако
Австро-Венгерская империя рухнула
в 1918 году, и все каменные осколки,
которые от нее остались, нужно с трудом
собирать и складывать в сколько-нибудь
внятные картинки – точно так же,
как и разрозненные свидетельства других
культур, оставшиеся на территории
Восточной Европы.
<<вернуться
|
|
|