приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Перекресток
X-MMIV - 29.04.2004

 

Черновцы
Театр – образец австрийской эклектики пополам с модерном. Знаменитые архитекторы Ф. Фелькнер и Г. Гельмер. 1905 г.

Австрийцы

Если Российская империя оставила в Подолье не так уж много следов и только напоследок разразилась монументально-романтической стилизацией, то Австрия (с 1848 года называвшаяся Австро-Венгрией), получившая земли Буковины у Турции в 1775 году, а Западное Подолье у Польши в 1772 году, вела здесь себя более хозяйственно и устраивалась на века. В Западном Подолье в любом городке вы найдете характерные доходные дома в духе эклектики или венского сецессиона, кирпичные мельницы на берегах рек и эклектические костелы. Это, вместе с неистребимой брусчаткой на улицах, очень интересно и создает западный колорит современных Королина, Бучача и Бережан, но в архитектурном отношении не слишком выделяется.

Ратуша в Черновцах. Архитектор А. Микулич, 1843–1847 гг. Очень запоздалый центрально-европейский классицизм

Намного интереснее ситуация в Черновцах, столице автономной Буковины в составе Австро-Венгрии. Здесь венские политики строили образцовый город образцовой составной части богатой и либеральной империи. И потому здесь появились и городская ратуша середины XIX века в стиле позднего классицизма (А. Микулич), и целый ряд доходных домов в самых разных стилях внутри эклектики, и пышный театр, построенный в 1905 году бессменными театральными архитекторами Центральной Европы эпохи эклектики, Ф. Фелькнером и Г. Гельмером. Все это очень интересно, этот город-колония на холмах над Прутом, но в застройке улиц и площадей все же преобладают дома вторичные, в лучшем случае те, что «не стыдно было бы поставить во Львове». Для создания законченного образа нужен шедевр, собирательный образ или образ-символ.

Черновцы
Резиденция митрополита Буковины (сейчас – университет). Чешский архитектор И. Главка. 1862–1882 гг. Вид от ворот. Тут смешались неовизантийский и неоготический стили, но каким ясным получилось целое!

Таким шедевром для Черновцов явился комплекс резиденции православных (видимо – униатских) митрополитов Буковины. Он создан в 1864–1882 годах на высоком, господствующем над городом холме по проекту приглашенного в Черновцы чешского архитектора И. Главки. Этот Главка за период строительства митрополичьей резиденции не построил ничего другого, за исключением черновицкой Армянской церкви (1869–1875) – он был занят только своей главной постройкой. Эта постройка получилась такой представительной, что в советское время в ней легко поместился университет, и теперь этот комплекс иначе как университетом и не называют.

Университет в Черновцах. Дом для профессуры в духе княжеских дворцов Бухареста. 1920-е – 1930-е гг.

Между тем это сложный конгломерат из зданий, расположенных по усадебному принципу, вокруг парадного двора, и включающий митрополичий корпус (в глубине, на главной оси), семинарский корпус с монументальной церковью – слева и дом для приезжих – справа, а также ограду, ворота, сторожку и сад с памятником архитектору.

Главка действительно заслуживал памятника: он создал символ города, эмблематическое здание. Но, кроме масштаба и парадности, что же заключено в этом эклектическом по духу сооружении? Ответ, как ни странно, будет связан не с масштабом и представительностью, а с оригинальностью. Если вглядеться в отдельные корпуса и отдельные формы и мотивы на их фасадах, то станет видно, что перед нами архитектура одновременно ученая и романтическая. Здесь не только позднеготические германские детали, как кажется на первый взгляд (если бы это было так, то это был бы «лобовой» колониализм эклектики), а еще и очень внимательная и чуткая стилизация на тему поздневизантийских храмов Константинополя, Салоник и Месемврии, особенно заметная в Семинарской церкви (украшенной фантастическими мозаиками), но присутствующая и на фасадах других корпусов – в отдельных изразцах, архивольтах окон и фигурных поясках. В результате смешения романтических позднеготических и не менее романтических поздневизантийских форм получился образ, не отторгаемый православным по преимуществу городским населением и, одновременно, вписывающийся в европейский образ провинциальной столицы.

Митрополичья резиденция в Черновцах, вид от митрополичьего корпуса. Слева – дом для приезжих, справа – семинария с церковью

Этот образ, сложившийся на перекрестье археологической учености и колониального вчуствования в среду, является хорошей памятью об австрийцах: несмотря на бюрократизм, они хотели хорошего и создавали его в камне. Однако Австро-Венгерская империя рухнула в 1918 году, и все каменные осколки, которые от нее остались, нужно с трудом собирать и складывать в сколько-нибудь внятные картинки – точно так же, как и разрозненные свидетельства других культур, оставшиеся на территории Восточной Европы.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

29.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Перекресток

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна