приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Перекресток
X-MMIV - 29.04.2004

 

Кафедральный костел Петра и Павла. XVI–XVII вв. Минарет турецкий, последней четверти XVII в. Вид на минарет снизу. Видно, что он поставлен на ренессансной часовне с метопо-триглифным фризом

Ворота кафедрального костела – шедевр позднего барокко. 1781 г.

Евреи

Едешь по степной заснеженной дороге в Сатанов и думаешь: «Чего это меня несет в эту глушь?» Приезжаешь и видишь, что тут городок с хатками, костел и церковь на окраинах. Нечего смотреть. Выскочишь, ненароком, на окраину, развернешься – и увидишь.

Вниз, к городу, стоящему на берегах текущей в каньоне реки Збруч, спускается белый язык незастроенного пространства, переполненный покосившимися каменными плитами. Это еврейское кладбище, вот уже более полувека заброшенное, кладбище погибшего, исчезнувшего народа, который тут жил еще так недавно, но уже не вернется никогда. С кладбища, от этих холодных камней с неясными надписями, открывается вид на то, что было еврейским местечком: видна предмостная башня, оборонявшая переправу через Збруч и мешавшая татарам, казакам и невесть каким другим гайдамакам прорваться на холм, где стоит мощное кубическое здание – сатановская синагога.

Вишневец
Панорама дворца князей Вишневецких

Синагога в Сатанове – одно из самых ранних зданий этого типа во всей Восточной Европе. Здесь, на границе Подолья, где в степи только утверждалась власть Речи Посполитой, еврейская колонизация была особенно сильна в XVI веке. В результате бегства сотен тысяч людей из Германии и Чехии здесь возникла своеобразная автономия, которой управляли советы земель, ваады, а в каждом городе или местечке – кагалы, советы общины.

Сатанов
Предмостная башня Синявского XVI в. с картушем XVIII в.

Эти кагалы и строили мощные оборонительные синагоги, призванные защитить общину при набеге или даже во время осады. Поэтому над зданием в ренессансном аттиковом поясе делались бойницы, контролирующие все окрестности и площадь вокруг самой синагоги. Собственная традиция в архитектуре синагог только возникала в 1532 году, когда начали возводить здание в Сатанове, а потому из «своих» форм тут всего лишь двухосность главного и алтарного фасадов (это из Праги, где синагога была двухнефной), а также наличие пристройки для школы (хедера) и для женщин, смотревших внутрь через зарешеченные окна.

Сатанов
Панорама еврейского кладбища. XVI–XX вв.

В остальном еврейские общины вынуждены были, создавая новый тип молельного пространства, пользоваться стилем и формами Польши: отсюда сам облик куба с аттиком, заимствованный из замковых башен и ратуш, отсюда готические окна и круглые окна-розы на фасаде, отсюда перекрывающий зал высокий полуциркульный свод с глубоко врезающимися распалубками (этот свод есть в раннеренессансных костелах и оборонительных церквах). Но получившееся целое ни с чем нельзя спутать: перед нами именно ощетинившаяся оборонительная синагога в стиле ренессанс.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

29.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Перекресток

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна