|
|
Зарубежные новости
Метафора периптера V-MMII -
26.12.2002
Частный дом (Haus de Bias)
Севилья-де-ла-Нуэва, Испания
1999
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)
Поэтажные планы - цокольный (жилой) этаж и этаж-терраса. Симметричный план помещений так предельно прост, что кажется скорее схемой. Его абстрактная рациональность подчинена не функции жилья, а какой-то иной логике.
Это небольшой частный жилой дом недалеко от Мадрида. От окружающих его традиционных сельских домов он отличается крайней аскетичностью своих форм. Он сделан из бетона, стали и стекла, жестко геометричен и абсолютно лишен декора. Все функции сосредоточены в первом этаже, второй этаж скорее представляет собой террасу. Его зеркально симметричный план так ясен и лапидарен, что кажется скорее схемой. Предельно просто организованные помещения первого этажа лестницей связываются с верхней стеклянной "комнатой для размышлений, созерцаний и мечтаний". Формально это стерильный европейский минимализм, холодноватый и безупречный. Тем не менее, есть нечто в облике этого дома, что мешает записать его в стопроцентно модернистские постройки. Он нечто большее, чем очередной стеклянно-бетонный среднеевропейский модернизм. Его структура четко соотносится с одной из основных классических типологий, его ясность и симметрия подчинены не функции и технологии, а архетипической схеме. Удивительно, но по всем канонам это периптер - у него есть стилобат (бетонный цоколь, первый этаж дома), колоннада стальных стоек и окруженная колоннадой целла (стеклянная комната второго этажа). Легчайший, прозрачный храмик, готовый раствориться в воздухе, расположенный на массивном основании, как будто вырубленном в скале. Средиземноморский испанский ландшафт пророс очередным классическим зданием.
Типологически этот дом - настоящий периптер. У него есть стилобат (бетонный цоколь), колоннада (стальные стойки террасы) и целла (стеклянная комната второго этажа). Средиземноморский испанский ландшафт пророс очередным классическим зданием.
Легчайший храмик на массивном, будто вырубленном в скале основании. Классическая идея тектоники артикулирована максимально четко.
Внутри здание работает вертикально, как и положено двухэтажному жилому дому, при этом внешне - пропорциями, отсутствием артикулированного входа - утверждает горизонтальность восприятия, несвязанность верха и низа. Более того, здание ведет себя так, как будто у него вообще нет никакого "внутри" (цоколь явно пытается показаться нежилым, хотя бы тем, что окна практически незаметны), то есть какое-то "внутри" есть, но оно принципиально недоступно зрителю. Прозрачность стеклянной целлы не должна вводить в заблуждение - здесь это обозначение пространства, которого как бы нет, ведь целла действительно всегда скрыта за колоннадой. К тому же, у нее всегда есть секрет входа, и здесь эта таинственность проникновения сохраняется, так как вход в цел-лу никак не обозначен. Узкая лестница в глубину стилобата напоминает люк храма Аполлона в Дельфах, в глубину стилобата, под храм, в темное подземелье, где сидела Пифия. Зритель должен довольствоваться видом того, что снаружи, и желательно даже на некотором расстоянии - как и положено при встрече с античным храмом. В этом периптере отношения целлы и стилобата реально перераспределились, но сакральность храма без интерьера осталась.
Вход в стеклянную комнату практически незаметен - своего рода переосмысление идеи тайного входа в целлу античного храма.
Но при этом античный прототип до такой степени высушен, что превращается в какую-то формулу не античного, не греческого, а протохрама вообще. Высота храмика в верхнем этаже очень невелика, всего 2,26 м, так что вблизи он производит очень японское впечатление.
Созерцательно-медитативная стеклянная комната усиливает это впечатление Востока. Восемь широко расставленных стальных стоек, поддерживающих крышу, существуют как бы в разреженном воздухе и в абсолютной тишине. В общем, это метафора универсального храма, не только для европейской традиции. Минимализм средств, используемый для создания этой метафоры, имеет своей целью максимальное очищение и прояснение формы, проверку ее подлинности путем восхождения к архетипу. Можно сказать, что в этой работе Кампо Баеса предпринято серьезнейшее исследование свойств периптера методом последовательного сокращения всего, что только можно сократить - то, что останется, и будет признано его сущностью. Снимается всякая детализация - остаются три основные формальные составляющие. Они, в свою очередь, подвергаются максимальному обобщению: цоколь - прежде всего основа, и значит, практически часть горной породы; целла - это то, чего нет и куда нельзя попасть, и значит, может быть замкнутым стеклянным боксом, колоннада выполняет конструктивную функцию и задает пропорции - значит, должна отмечать ключевые точки. Та же предельная ясность в плане.
По пропорциям, аскетизму форм, созерцательно-медитативному настроению верхний этаж рождает японские ассоциации. Так что это скорее универсальная метафора, тщательно выверенная формула храма для любой, не только европейской традиции.
Античная формула периптера разложена на составляющие, тщательно проверена, сокращена и преобразована в новую - на сегодняшний день сочтем ее самой верной, пока не явится новый мыслитель со своим доказательством теоремы, которая изобреталась как аксиома.
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|