приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Ирина Кулик
Облако, озеро, башня
Николай Полисский
X-MMIV - 29.04.2004

 

Акведук. 2002
Творческий коллектив Николо-Ленивецких промыслов под руководством Николая Полисского
Проект осуществлен при содействии Национального парка «Угра»
Особая благодарность Игорю Кирееву

* * *

Произведения Николая Полисского – не просто этакий постмодернистский лэнд-арт, воспроизводящий классические архитектурные формы в экологически чистых материалах. Сам художник рассматривает свой проект прежде всего как социальный опыт. Главным в николо-ленивецкой эпопее ему представляются отнюдь не сами постройки, а то, что сделаны они в полноправном соавторстве с крестьянами. (Николай Полисский, некогда начинавший свою деятельность актуального художника в митьковской тусовке, также бывшей своего рода социальной утопией, вообще любит коллективные формы творчества – первые николо-ленивецкие акции были осуществлены в соавторстве с Константином Батынковым.) Социально-утопическая сторона дела была явлена на фестивале Арт-Клязьма. Впервые публика могла наблюдать сооружения Полисского не на фотографиях, а в натуре – причем не только сами строения, но и их создателей. Художник-народник привез на фестиваль современного искусства чуть ли не половину населения деревни. Крестьяне воздвигли на территории бывшего пансионата восхитительный бивуак из плетеных кибиток. Среди этих перелетных гнезд были объекты с названиями «Амфора», «Боинг», «Кибитка Александра Македонского», «Раковина» и «Раскоряка». Этот эклектизм Полисский склонен объяснять не постмодернистской всеядностью, а эстетической всеотзывчивостью русского народа. Правда, русский народ наотрез отказался возводить в своем кочевом стойбище нечто, напоминающее задуманный Полисским православный храм. Вместо него вырос корзинный Тадж-Махал: крестьяне сочли, что сие экзотическое сооружение подобает фантастическому проекту куда лучше, чем церковь, которой как-то не подобает быть объектом игрищ.

Сам Полисский рассуждает о своем проекте как о социальной утопии, напоминающей то ли Велимира Хлебникова, мечтавшего о домах-деревьях, парусных санях и боронящих общинные поля облакоходах, то ли Йозефа Бойса с его теорией «социальной скульптуры» и убежденностью в том, что дело творца не создавать коммерциализированные произведения искусства, а изменять мир, втолковывая каждому человеку, что он – художник. Николай Полисский так же полагает, что его миссия заключается в том, чтобы объяснить николо-ленивцевским поселянам, что лепить снеговиков и косить сено можно не просто так, а в качестве искусства, и любит помечтать о том, что любую деревню можно без отрыва от сельхозработ переформировать в художническую коммуну – и наступит всеобщее счастье.

«Полевой стан». 2003 Арт-Клязьма
Творческий коллектив Николо-Ленивецких промыслов под руководством Николая Полисского
Проект осуществлен при содействии Национального парка «Угра»
Особая благодарность Игорю Кирееву

Миссионерская эпопея Полисского, обратившего одну отдельно взятую деревню в современное искусство, исполнена некого абсурдного героизма – в духе фильма Вернера Херцога «Фицгаральдо», герой которого одной силой своей харизмы заставил целое племя амазонских индейцев перетащить через горы пароход – и все лишь для того, чтобы по Амазонке курсировал плавучий оперный театр. Полисский говорит, что ему бы хотелось, чтобы крестьяне научились воспринимать каждое из своих повседневных занятий как искусство. Но самое симпатичное в его социальном пафосе как раз то, что ему удалось привлечь своих соавторов к занятиям «искусством ради искусства» и даже научить их воспринимать сооружение циклопического стога не как исполнение воли спятившего барина (если барин платит, то почему бы и не сделать), но как истинно творческий акт.

* * *

Французский художник Юбер Дюпра некогда приобщил к искусству личинок ручейника. Сии безобидные существа имеют привычку плести себе чехольчики из песчинок, ракушек и прочих скромных природных материалов, которые имеются в их распоряжении. Дюпра насыпал в аквариумы с ручейниками жемчуга и злато – и творения скромных личинок превзошли произведения изощреннейших ювелиров.

Произведения Полисского и его общины кажутся плодами не столько социального, сколько какого-то то биологического эксперимента. Как заложить в сознание вьющих гнезда птиц схему Тадж-Махала или башни Татлина? Как изменить генетическую память муравьев, чтобы они стали строить муравейники в форме вавилонских зиккуратов? И как изменить молекулы воды, чтобы сосульки замерзали в форме колонн определенного ордера?

<<вернуться

вверх

 Архив

     

29.04.2004 X-MMIV
Ирина Кулик
Облако, озеро, башня
Николай Полисский

     

29.04.2004 X-MMIV
Реалистическая скульптура МПС

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна