приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Оскар Нимейер. Национальный музей и библиотека в Бразилиа
XXI-MMVII - 01.06.2007

Национальный музей имени Онестино Гимараеша (Museo Nacional Onestino Guimaraes)

место
Hеспубликанский культурный комплекс (Conjunto Cultural da Republica), Бразилиа

проект
Оскар Нимейер, 1957-1960

заказчик
правительство Федерального округа

открытие
15 декабря 2006

Реальность Бразилиа

Бразилиа оказалась провалом во многих отношениях. Она не стала тем, что задумывали ее создатели, и не заслужила высокого мнения о себе ни у своих обитателей, ни у остальных бразильцев. Строительство города образовало долг в более чем 2 миллиарда долларов. Сильная инфляция в 1960-е, вызванная эмиссией бумажных денег, дала военным прекрасную возможность захватить власть и править Бразилией с 1964 по 1985 год.

Многие из идей Косты относительно «Первоначального плана» были обречены на провал с самого начала. Возможно, это были хорошие идеи в теории, но в реальности они бы никогда не сработали. В значительной части «Первоначального плана» произошло современное «огораживание» – еще большее удаление жилья из сферы досягаемости простого рабочего, чем раньше. Практически ни из одного суперблока, задумывавшихся как замкнутые малые сообщества, не вышло такого сообщества, на которое рассчитывали Коста и Нимейер. Недовольство самими зданиями было вызвано отсутствием в них индивидуальности и тем, что квартиры в них не подлежат изменениям.

В «Первоначальном плане» очень мало случайного социального взаимодействия. Нет удобных мест для встреч, поэтому люди должны встречаться в своих домах, в очень нежелательном расположении для обеих вовлеченных сторон. «Первоначальный план» был построен для неограниченного движения машин, поэтому в нем нет закоулков. Традиционное общество закоулков умерло, и в Бразилиа больше нет уличных толп. Новым жителям города проще простого заблудиться из-за недостатка визуальных указателей, помогающих в городской навигации. Попытки найти определенный адрес могут вызвать большие трудности, потому что многие части города выглядят одинаково.

Коста задумывал устройство рекреативного пространства на пересечении двух осей, чтобы там, как на улицах Венеции, прогуливались пешеходы, а торговцы предлагали свои товары. Кубичек так спешил построить Бразилиа, что эту камерную часть плана пропустили при строительстве города, уничтожив все надежды на возникновение действительно пешеходной зоны в Бразилиа. Бразилиа была городом, созданным для машин, не для пешеходов. Процентная норма несчастных случаев в «Первоначальном плане» в пять раз выше, чем в Северной Америке. Людям оставлено крайне мало возможностей ходить пешком где-либо, так как в городе проложены только суперхайвеи. Пешеходам пересекать эти хайвеи весьма опасно. Несколько подземных переходов имеется, но они плохо освещены и являются рассадниками для грабителей. Установлено, что по крайней мере один человек в неделю погибает, сбитый при попытке пересечь хайвей.

Основное недовольство жителей «Первоначальным планом» состоит в том, что у них есть только работа и дом, нет централизованных мест для проведения досуга. Город строго поделен на секторы, и почти нет территорий смешанного использования. Есть секторы для всего, например сектор посольств, департаментов полиции, пожарных команд, правительственных автосервисов, частных автосервисов, спортивных сооружений, складов, военных сооружений, клубов, школ и церквей. Путешествие между этими секторами может быть очень затруднено, особенно для пешеходов. Большинство правительственных зданий имеют собственные магазины и рестораны, но, из-за характера города, если какая-то услуга недоступна внутри здания, ее можно получить только в нескольких километрах от него. Это жесткое разграничение города обрекает на неудачу любой экспромт и делает город трудным местом для жизни.

Производились некоторые попытки сделать Бразилиа более благоприятным городом. Продавцы часто разъезжают на тележках или мопедах, продавая свой товар в суперблоках и других местах, но это лишь слабая помощь в попытке сделать Бразилиа более приятным местом для жизни.

Бразилиа широко известна как «город трех дней», так как многие более преуспевающие его служащие проводят только вторник, среду и четверг, работая в Бразилиа, а потом спешат в более социализированные города, такие как Рио и Сан-Паулу, для продолжительного уик-энда. Это только усиливает взгляд на Бразилиа как на непопулярный город.

Бразилиа имела успех на двух фронтах. Во-первых, строительство города как источник гордости и символ надежды объединило бразильцев. Скорость, необходимая для возведения города в короткий отрезок времени, позволила сфокусировать энергию страны и показала бразильцам, на что они способны. Похоже, сейчас происходит сдвиг в статусе Бразилиа – от центра Федерального округа к превращению в более символически столичный город, как им она задумывалась, со все большим ростом городов-спутников, самодостаточных по отношению к «Первоначальному плану». Скоро Бразилиа может превратиться в пригород городов-спутников, которые она породила.

Во-вторых, местоположение Бразилиа было даже большим успехом. Город не только связал остальную страну воедино благодаря своему центральному расположению и сети отличных автотрасс, но и обеспечил растущему центру Бразилии развитие на запад и высвободил ее огромные внутренние ресурсы.

Бразилиа могла бы быть местом мирового культурного наследия, но она только город, представляющий интерес с точки зрения архитектуры и градостроительства для студентов, и это пронзительно свидетельствует о человеческой глупости в масштабе метрополиса. Должно быть, все это прекрасно выглядело на бумаге и все еще неплохо выглядит на фотографиях, но во плоти – хуже не бывает. Спроектированный архитектором Оскаром Нимейером, градостроителем Люсио Коста и ландшафтным архитектором Бурле Марксом, город был построен за невероятные три года, между 1957 и 1960-м. К сожалению, самый амбициозно задуманный город в мире создан для автомобилей и кондиционеров, но не для людей. Расстояния огромные и пешком неодолимые; солнце печет и нет деревьев, чтобы укрыться. Бюрократов и политиков завлекают в Бразилиа стопроцентной надбавкой к зарплате и большими квартирами, но, как только рабочая неделя кончается, они пулей летят в Рио или Сан-Паулу – куда угодно из этой стерильности. Бедняки, занятые в строительстве и обслуживании производства, не входили в столичный план и живут в поселках в 30 км от города, называемых «анти-Бразилиа».

Давид А. Ланегран, профессор Макалестер-колледжа университета Миннесоты, специалист по урбанистической географии

вверх

 Вызов 

    
01.06.2007 XXI-MMVII
Ле Корбюзье. Церковь Сен-Пьер в Зеленом Фирмини
   
01.06.2007 XXI-MMVII
Оскар Нимейер. Национальный музей и библиотека в Бразилиа
   
01.06.2007 XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Возвращение к истокам
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна