|
|
Анатолий Белов
Камилла Розумбетова
От трубы к колючке
XX-MMVI - 10.03.2007

Макет комплекса судов с автотрассой под ним
В 2000 году по проекту Ричарда
Роджерса в Лондоне
было возведено так называемое
здание Миллениума (основное строительство – 1996-1999). В нашем понимании, оно должно было
стать символом обновленного британского социума, устремленного в будущее, прогрессивного,
влюбленного в индустриализацию
и романтизирующего техницизм. И в каком-то смысле оно им
стало, но тут возникла следующая проблема: площадей
оказалось слишком много, арендаторов же слишком мало – затея
не окупилась. Так этот гигантский
игольчатый шатер, имеющий ярко
выраженное сходство с морским
ежом, по причине своей нерентабельности был приговорен
политиками и общественностью
к тотальной деструкции. Нет, еж
пока, как ни странно, существует,
но в каком-то подвешенном состоянии – на бумаге он как бы мертв,
а de facto цел и невредим: все дело
в том, что по подсчетам финансовых экспертов его очень дорого
разрушать, возможно, затраты на
его снос даже превысят затраты
на его строительство. Такой вот
курьез… Тем не менее Миллениум
успели снять в Джеймсе Бонде, как следует похвалить в западной прессе – компания Richard
Rogers Partnership свою моральную компенсацию получила. Жаль
все же, что из него не получилось
аналога статуе свободы или Эйфелевой башне – а так, всего-навсего какая-то времянка.
Да, грандиозная, да высокотехнологичная,
но времянка – как Хрустальный
дворец Джозефа Пэкстона.


План-концепция комплекса и вид сверху на конкурсную модель
Итак, Ричард Роджерс, махнув
рукой на Миллениум, не окупивший
свой бюджет, решил попробовать
сделать еще один проект на ихтиологическую тематику – тоже
с колючками, но уже не в традиционном хай-теке образца 80-х
годов, а с элементами «бионики»:
а вдруг Миллениум все-таки
снесут – не пропадать же такой
хорошей концепции? И вот,
28 марта 2006 года состоялось
официальное открытие нового
здания судов в бельгийском городе Антверпен: ни дать ни взять, еж
восстал из пепла, как Феникс,
только на сей раз в криволинейной ипостаси – здесь колючки уже
не просто торчащие из кровли
фермы, перетянутые стальными
тросами, а сложные гнуто-вогнутые конструктивы, выполняющие
одновременно и декоративные
и инсоляционные функции. Авторы
проекта на своем сайте, правда,
написали, что концептуальное
решение данного объекта было
подсказано им фламандской
пейзажной живописью: изображения кораблей, заливов, волн – все
это якобы и послужило источником вдохновения. Но через весь
этот интеллектуальный флер так
или иначе просвечивает призрак
ежа – и никуда от него не деться…
Конечно, на первый взгляд, между
зданием Антверпенских судов и Миллениумом нет никакого
образного сходства (о конструктивном даже речи не идет). Однако
если взглянуть на это чуть шире,
то картина меняется. По нашему
мнению, образ торчащих из фасада
или кровли «палочек» является лейтмотивным в творчестве Р. Роджерса последних двадцати лет:
взять хотя бы Ллойдс с его цилиндрическими башнями. Правда,
в то время Р. Роджерс старался не
выходить за рамки ортогонального
проектирования: всеобщее увлечение кривизной едва ли отражалось
на стилистике его архитектуры. Со временем мода все же взяла свое, и нейтральные
«башенки» Р. Роджерса трансформировались в колючки: футуристический
хай-тек в духе А. Сент-Элиа уступил место текуче-пузырчатому
дигитализму – на свет появились
еж-шапито и еж-кривуля. Таким
образом, можно условно считать,
что и Ллойдс, и Миллениум, и Антверпенские суды суть производные
от одной и той же формы – назовем
ее игольчатым телом или, простоты
ради, морским ежом.

Фрагменты игл обращены на северо-запад, чтобы естественный свет,
проникающий в залы, не был слишком активным
Здание судов располагается
в южном секторе центрального
района Антверпена, служа, по сути,
отправным пунктом для разработки генплана нового поселения
Zuid, которое должно будет как бы
«присосаться» к существующему
городскому ансамблю. Особенность градостроительной функции
судов заключается в том, что они,
визуально продолжая проспект Amerikalei (на сайте Р. Роджерса его почему-то
называют главной городской осью), обозначают собой новый въезд в город – это
что-то вроде ворот, соединяющих реку Шельду с центром города. Раньше там
находилась лишь полузаброшенная пешеходная зона Bolivarplaats, иссеченная
бессчетными автострадами; со строительством же на этом месте такого видного
административного здания власти надеются «заново открыть» Bolivarplaats для
граждан. Структура самого здания отличается предельной рациональностью: центр
композиции плана формирует крупная общественная зона с условным наименованием
Salle des Pas Perdus (Зал потерянных шагов), от нее лучами расходятся 6
корпусов-«пальцев» – три в одну, три в другую сторону, зеркально относительно
друг друга. В пределах упомянутой общественной зоны концентрируются шесть
крупных судебных залов и, вдобавок к этому (уже на других уровнях), кафетерий и
библиотеки; в «пальцах» же размещаются 36 небольших комнат для слушания дел,
кабинеты прокуроров и адвокатов; еще одна судебная зала – седьмая по счету –
находится в подземном этаже, где рядом с ней, по неточным сведениям, вроде бы
соседствует еще и тюрьма временного содержания. Вместе с тем «пальцы» вмещают в
себя и офисные помещения, занимающие три из шести этажей. Главной же гордостью
Richard Rogers Partnership является то, что практически все помещения напрямую
сообщаются с окружающим ландшафтом – ведь экология в последнее время больная
тема для большинства западных архитекторов.
далее>>
|
 |
|