|
|
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007

Сбейтла. Общий вид римского города
Сбейтла и Хаидра – римские города на краю пустыни
Колониальный характер культуры
римлян особенно ощутим там, где не
было нумидийских городков и поселков и где римляне основывали города
заново, поселяя в них ветеранов того
или иного легиона. Типичным образцом
такого мирного колониального города
с гипподамовой планировкой, без оборонительных стен и с непременным
набором из терм, храмов, триумфальных арок, раннехристианских базилик
и форума с Капитолием была бы Сбейтла
(римская Суфетула), стоящая среди плодородных, заросших оливами холмов на
границе предгорий и полупустыни, если
бы не этот форум с Капитолием. Площадка форума в византийское время
оказалась внутренним двором крепости,
включившей в себя и триумфальную
арку, и три храма Капитолия, – тем
самым защитив их от разрушения. И вот
этот чудесный Капитолий, состоящий из
трех храмов на трех разных постаментах,
соединенных арками, дошел до нашего
времени в таком же хорошем состоянии,
как и Капитолий в Дугге. Это равные
по значению выдающиеся памятники, но у них разный жанр: если в Дугге мы
видим отточенный образ, то в Сбейтле
наблюдаем и такую же законченность
(в боковых храмах), и последствия рискованного эксперимента – на гладких
поверхностях среднего псевдопериптера
выступают рустованные полуколонны,
передающие интерес римских зодчих
к фактуре дикого камня и к брутальности «необработанных» форм. Вполне
вероятно, что именно этими впечатляющими рустованными колоннами
Сбейтлы вдохновлялся Иван Фомин,
когда применил гигантские рустованные
полуколонны в здании Совета министров
УССР в Киеве.

Хаидра. Мавзолей с портиком. II–III вв.
Хаидра. Граненый мавзолей. II–III вв.

Сбейтла. Капитолий. II в.

Хаидра
Триумфальная арка
Септимия Севера. II в.
Хаидра (античная Аммедара) стоит
в совсем другом пейзаже – это уже каменистая и холмистая пустыня, по которой
в глубоком каньоне вьется река. Здесь выделяется стоящий на отшибе мавзолей
римского времени – маленький
четырехколонный храмик (простиль)
на высоком основании. А вход в город,
нарезанный прямоугольной сеткой улиц,
отмечает величественная триумфальная
арка с необычной композицией: арочный
проход фланкируют ризалиты из пары
коринфских колонн, поддерживающих
вынесенный архитрав. На другом конце
города прямая лента римской дороги
ведет к стоящему над оврагом еще одному
мавзолею необычной шестигранной
формы. Все эти объекты как-то особенно
неприютно смотрятся на вымершей
поверхности города, поодаль которого
стоит небольшая арабская деревня.
Города одного памятника: Фисдрус с амфитеатром и Циллиум с мавзолеем Флавиев
И тут, и там никак нельзя получить
цельного впечатления от города, как это
можно было сделать и в нумидийских
Дугге и Мактаре, и в римско-колониальных Сбейтле и Хаидре. Но скукота
беспорядочного арабского городка Эль-Джем, разросшегося на месте римского
Фисдруса, и промышленная пыль Кассерина, вставшего на руинах Циллиума,
искупаются отдельными шедеврами,
которые заставляют ехать в эти неромантичные места.

Кассерин (Циллиум). Мавзолей Флавиев. II–III вв.
В Эль-Джеме высится видный
отовсюду гигантский амфитеатр – инженерное чудо римлян. Посмотрев не него,
невольно начинаешь думать о всех подобных чудесах римской практичности
и конструктивной смелости – о Гардском
мосте, акведуке в Сеговии и стадионе
в Перге. Этот амфитеатр огромен, но он
меньше Колизея и амфитеатра в Вероне,
хотя и побольше амфитеатров в Арле
и Пуле. Это гигантский динозавр в ряду
других: увидев его, думаешь, что знаешь
всех остальных, хотя в книжном знании
они безусловно отличаются.


Эль-Джем (Фисдрус). Амфитеатр. III в. Общий вид и арена
В Кассерине на окраине есть пустынная археологическая зона с развалинами
и простоватой триумфальной аркой,
но главный памятник стоит прямо на
городском бульваре. Это мавзолей семьи
Флавиев, дальних провинциальных
родственников знаменитой императорской семьи. Этот ярусный мавзолей
несомненно следует местной традиции
(вспомним мавзолеи в Дугге, Мактаре
и Хаидре), но не принадлежит к самым
лучшим образцам, может быть из-за того,
что самый верх его утрачен. Второй ярус
мавзолея со стройными коринфскими
пилястрами безусловно хорош, гармоничны и общие пропорции, но самое
примечательное ждет путника на гладких стенах первого яруса: здесь в 110
строк написаны посвятительные стихи на
латыни – грустный памятник филологии,
прямое наслаждение которым доступно
лишь классическим филологам, тогда как
для неспециалиста эта надпись превращается в потрясающий пример абстрактной
каллиграфии древности.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|