|
|
Путешествие
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)
XVII-MMVI - 20.03.2006
Крак (иногда ошибочно – Крак де Шевалье)
Вид от замка ордена иоаннитов в долину
Архитектура безнадежных романтиков
На берегу Средиземного моря в Сирии и Ливане можно увидеть развалины замков
крестоносцев XII–XIII веков: в Тортозе (Тартусе), Библе (Джбейле) и Сидоне
(Сайде). Все они, конечно, интересны, но не поражают воображения – изощренная
инженерия здесь не очень проявлена в архитектурной монументальности. Привлекают
внимание две противоположных по значению черты: рустованная кладка – она
является следствием интереса крестоносцев к античным зданиям и распространилась
потом во Франции, а также круглые вставки в кладку, расположенные рядами – это
колонны античных храмов, равнодушно положенные в тело замковых стен и башен. Не
захватывает дух и от соборов в этих городах: они какие-то слишком простые,
колониальные, хотя и сделаны грамотно и с некоторыми яркими деталями. Сначала
недоумеваешь – как объяснить эту колониальную заурядность перед лицом такой
яркой и драматической истории крестоносцев? А потом вдруг понимаешь – это ведь
глубокий тыл, тихая приморская заводь, где, конечно, не тыловые крысы живут, но
и времени для игры на лютне хватает, можно вино попить на балконе, танцы
устроить в зале большой башни. Так что это веселящийся тыл сражающейся армии, и
мы здесь найдем даже украшения, тогда как на передовых бастионах их не будет.
Крак
Общий вид замка. XII–XIII вв.
И действительно, на передовой государств крестоносцев, располагавшейся в
10–50 километрах вглубь материка, никаких архитектурных излишеств найти нельзя,
здесь господствует инженерная мысль, которая, слившись с архитектурной
структурностью и некоторыми признаками готического стиля, создала фантастические
по силе воздействия замки. Они напоминают сразу брошенные танки, линкоры на мели
и космические корабли после катастрофы. Они позволяют читать свою строительную
историю (где ядро, как достраивались следующие линии обороны, откуда ожидали
опасность), но не дают полностью понять ту странную жизнь феодальных семей или
монашеских орденов, которая протекала на этом переднем крае, где набеги
сарацинов были повседневностью, осады – частой бедой, а рыцари, которых было
всегда немного и которых катастрофически не хватало, сражались каждый – с
десятком, а то и с сотней. Так что в замках господствовали военный порядок,
постоянная осмотрительность и расчет.
Крак
Замок с напольной стороны
Эти же свойства отличают и замковую архитектуру: здесь главное создано
разумом, но сама фанатичность обитателей и их история создают дополнительный
фактор: зритель видит обреченность этих засевших в каменных твердынях отрядиков,
мечтающих продвинуться вглубь, но не способных удержать и своих чудовищных, но
уязвимых из-за отсутствия людей твердынь. Так что и вырубленный в скале ров
Саона с его потрясающей скальной опорой для подъемного моста, и высящиеся над
долиной черные башни Маркаба, и даже как будто броненосные твердыни слившегося в
единый массив Крака – свидетельства романтической авантюры, облеченной в камень,
но закончившейся поражением и запустением всех замков, которые завоевателям
оказались не нужны.
***
И это все, потом ничего и не было. Никакой сколько-нибудь значительной
архитектуры. Ну разве какой-нибудь пресыщенный знаток османской архитектуры
узнает ее проявление в одной из окраинных мечетей Дамаска, а другой, не менее
фанатичный и пресыщенный знаток обрадуется при виде смеси французского
рационализма и французского же Ар Деко в колониальных постройках Бейрута или
Дамаска. Но это радость любителя костромского конструктивизма.
Саон
Внешняя ограда частновладельческого замка (XII–XIII вв.) построена на
подрубленных скалах. Кладка и скалы сливаются в единый массив
Саон
Вид на замковый двор. В центре – замковая капелла XII–XIII вв. На заднем плане –
цитадель, выстроенная еще византийцами в X в.
Саон
Знаменитая «игла» – оставленная от вырубленного в скале рва опора,
поддерживавшая подъемный мост при входе в замок. Настоящее чудо рыцарской
фортификации
Маркаб
Пример взаимодействия культур. Фрески в готической замковой капелле выполнены в
XIII в. мастером, связанным с греческим, византийским искусством
Маркаб
Вид на замковый двор замка ордена иоаннитов. XII–XIII вв. Вдали – Средиземное
море
Маркаб
Одна из самых внушительных фортификаций – круглый донжон XII в. в окружении
цитадели XIII в. Все это обращено в сторону наибольшей опасности
<<вернуться
|
|
|