приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)
XVII-MMVI - 20.03.2006

Крак (иногда ошибочно – Крак де Шевалье)
Вид от замка ордена иоаннитов в долину

Архитектура безнадежных романтиков

На берегу Средиземного моря в Сирии и Ливане можно увидеть развалины замков крестоносцев XII–XIII веков: в Тортозе (Тартусе), Библе (Джбейле) и Сидоне (Сайде). Все они, конечно, интересны, но не поражают воображения – изощренная инженерия здесь не очень проявлена в архитектурной монументальности. Привлекают внимание две противоположных по значению черты: рустованная кладка – она является следствием интереса крестоносцев к античным зданиям и распространилась потом во Франции, а также круглые вставки в кладку, расположенные рядами – это колонны античных храмов, равнодушно положенные в тело замковых стен и башен. Не захватывает дух и от соборов в этих городах: они какие-то слишком простые, колониальные, хотя и сделаны грамотно и с некоторыми яркими деталями. Сначала недоумеваешь – как объяснить эту колониальную заурядность перед лицом такой яркой и драматической истории крестоносцев? А потом вдруг понимаешь – это ведь глубокий тыл, тихая приморская заводь, где, конечно, не тыловые крысы живут, но и времени для игры на лютне хватает, можно вино попить на балконе, танцы устроить в зале большой башни. Так что это веселящийся тыл сражающейся армии, и мы здесь найдем даже украшения, тогда как на передовых бастионах их не будет.

Крак
Общий вид замка. XII–XIII вв.

И действительно, на передовой государств крестоносцев, располагавшейся в 10–50 километрах вглубь материка, никаких архитектурных излишеств найти нельзя, здесь господствует инженерная мысль, которая, слившись с архитектурной структурностью и некоторыми признаками готического стиля, создала фантастические по силе воздействия замки. Они напоминают сразу брошенные танки, линкоры на мели и космические корабли после катастрофы. Они позволяют читать свою строительную историю (где ядро, как достраивались следующие линии обороны, откуда ожидали опасность), но не дают полностью понять ту странную жизнь феодальных семей или монашеских орденов, которая протекала на этом переднем крае, где набеги сарацинов были повседневностью, осады – частой бедой, а рыцари, которых было всегда немного и которых катастрофически не хватало, сражались каждый – с десятком, а то и с сотней. Так что в замках господствовали военный порядок, постоянная осмотрительность и расчет.

Крак
Замок с напольной стороны

Эти же свойства отличают и замковую архитектуру: здесь главное создано разумом, но сама фанатичность обитателей и их история создают дополнительный фактор: зритель видит обреченность этих засевших в каменных твердынях отрядиков, мечтающих продвинуться вглубь, но не способных удержать и своих чудовищных, но уязвимых из-за отсутствия людей твердынь. Так что и вырубленный в скале ров Саона с его потрясающей скальной опорой для подъемного моста, и высящиеся над долиной черные башни Маркаба, и даже как будто броненосные твердыни слившегося в единый массив Крака – свидетельства романтической авантюры, облеченной в камень, но закончившейся поражением и запустением всех замков, которые завоевателям оказались не нужны.

***

И это все, потом ничего и не было. Никакой сколько-нибудь значительной архитектуры. Ну разве какой-нибудь пресыщенный знаток османской архитектуры узнает ее проявление в одной из окраинных мечетей Дамаска, а другой, не менее фанатичный и пресыщенный знаток обрадуется при виде смеси французского рационализма и французского же Ар Деко в колониальных постройках Бейрута или Дамаска. Но это радость любителя костромского конструктивизма.

Саон
Внешняя ограда частновладельческого замка (XII–XIII вв.) построена на подрубленных скалах. Кладка и скалы сливаются в единый массив

Саон
Вид на замковый двор. В центре – замковая капелла XII–XIII вв. На заднем плане – цитадель, выстроенная еще византийцами в X в.

Саон
Знаменитая «игла» – оставленная от вырубленного в скале рва опора, поддерживавшая подъемный мост при входе в замок. Настоящее чудо рыцарской фортификации

Маркаб
Пример взаимодействия культур. Фрески в готической замковой капелле выполнены в XIII в. мастером, связанным с греческим, византийским искусством

Маркаб
Вид на замковый двор замка ордена иоаннитов. XII–XIII вв. Вдали – Средиземное море

Маркаб
Одна из самых внушительных фортификаций – круглый донжон XII в. в окружении цитадели XIII в. Все это обращено в сторону наибольшей опасности

<<вернуться

вверх

 Архив

     

20.03.2006 XVII-MMVI
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна