|
|
Путешествие
Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег
VIII-MMIII - 04.11.2003
Милет
Вид на заболоченный (в
результате изменения
русла реки Меандр) город
и остатки его эллинистических и римских
сооружений.
Архаический Милет –
один из самых прославленных ионийских полисов
– был разрушен персами
в 499 г. до н.э. От него
сохранились лишь остатки
фундаментов, а также
ордерные и скульптурные
фрагменты. Эллинистический Милет – огромный
город с регулярной
планировкой, рынками и
площадями, обнесенными
портиками и улицами,
фланкированными
длинными колоннадами. В римский период в
Милете появляются
сооружения со сводчатыми
конструкциями и
здания с живописными
фасадами, оформленными
портиками, нишами
и скульптурой.
Некоторые из строений
эллинистическо-римского
Милета реконструированы
немецкими учеными и
выставлены в архитектурных залах музеев Берлина
Но когда видишь Приену, обнаруживается, что помогает, да еще как. Храм
Афины в Приене гораздо меньше, чем
дидимский, но это миниатюрность и пластика мегалита. Кто придумал историю про
женственность ионического ордера? Если
это – женственность, то женственность
Кибелы, гигантизм сверхъестественных
бабских статей.
Приена – авторский город
Гипподама, как и соседний Милет.
Расположенная на горе Приена сохранила
две прямые горизонтальные улицы
и несколько улиц-лестниц, по этим
останкам масштаб неясен, а Милет
затонул в болоте. Стоя на руинах римского
театра и разглядывая поля до линии гор на
горизонте, в которых копошатся турецкие
трактора – все это, куда не кинь взгляд,
был Милет, – начинаешь проникаться
страшными подозрениями по поводу
природы Гипподамовой планировки. Мы
искренне уверены, что она – плод прорыва
греков к гуманистической рациональности
математики, зерно будущего европеизма.
Так ли? Не напоминает ли это в большей
степени хаос прямоугольных стенок
раскопанной Ниневии или Персеполиса,
безграничный лабиринт прямоугольного
человеческого муравейника, шествия
бесконечного раппорта трафаретных
воинов по стенам дворцов Ксеркса или
гробниц фараонов? Порядок элементарной
геометрии как принцип организации
азиатских воинств – не это ли лежит в
основе Гипподамова европеизма?
Масштаб «чудес света», пластика
гигантизма и элементарность порядка
восточных вооруженных толп (нас тьмы и
тьмы и тьмы) – вот что такое «изысканная изнеженность» ионийских греков. По
сравнению с ними Иктин и Калликрат
– общество куртуазных маньеристов.
Пергам (Бергама)
На этом месте во II в. до
н.э. в период правления
пергамского царя Эвмена
II был сооружен крупнейший греческий алтарь
– пергамский алтарь
Зевса. Сейчас здесь растут
три дерева, а реконструированный алтарь находится
в берлинском Пергамон-
музее.
Пергам – древний
греческий центр на
территории Малой Азии.
Наибольшего могущества
он достиг в эллинистическое время, когда стал
столицей Пергамского
царства. К этому времени
здесь возникла своеобразная архитектурная и
скульптурная школа
(«пергамское барокко»).
В Пергаме сохранились
руины храмов, дворцов
с остатками мозаичных
полов и военных сооружений эллинистического и
римского времени, а также
здание библиотеки I в. до
н.э. В трех километрах от
города Пергам находится
святилище Асклепия
Римляне
Выстоял во времени, однако же, не греческий пласт, а римский. Римский театр
– единственный холм в милетском болоте,
Траянум – единственное сооружение,
сохранившееся в Пергаме, римляне
оставили здесь бесконечные колоннады,
термы, театры, агоры, храмы. Рима много,
и он невероятно прекрасен.
Опять же, все наоборот. От Рима
ждешь поступи завоевателей, дорог,
акведуков, казарм, но ничего этого нет.
Римский масштаб, разумеется, присутствует – и в самом большом азиатском
стадионе в Афродисиасе, и в пятнадцатиметровых арках входа в фойе театра в
Милете, и в обрыве в 140 рядов театра
в Пергаме, но по сравнению с греками
предыдущих времен этот масштаб не
подавляет, а, наоборот, кажется уютным,
цивилизованным и европейским.
Ведут римляне себя как-то странно.
Казалось бы, в каждом городе прежде
всего мы должны натыкаться на казармы,
арсенал и тюрьму, но их почему-то нет.
Видимо, для этих целей использовались
старые эллинистические постройки, а
новые носили какой-то гедонистический
оттенок. В каждом местном городе
римляне строят термы, агору, гимнасий,
стадион, каждому дарят по театру, а
чаще – по два, большому и малому. Себе
– только больничные сооружения на водах
в Асклепионе, прообразе Баден-Бадена
и Ессентуков. И главное, меняется сам
характер архитектуры – в самом Риме
такого нет. Там римская архитектура
создает ощущение величия империи, здесь
империи не чувствуешь, лишь изящество
и гедонизм. Пик римского строительства
приходится на правление Адриана, портик
храма Адриана, библиотека Цельса в
Эфесе и входные ворота в Афродисиасе
– вершины изысканности классической
архитектуры, и больше никто и никогда
на открытом воздухе так не строил,
даже сам Адриан на собственной вилле в
Тиволи. Это действительно изнеженная
архитектура. Миф об изнеженности греков
создают римляне-грекофилы.
Позволю себе образ, который, пожалуй, шокирует, но, быть может, проясняет
дело. На восточных окраинах римской
империи вечно творилась какая-то
дрянь, одни иудейские войны чего стоят,
не говоря о Митридате. А прибрежные
греческие города они захватили легко
и приятно. Некоторые, как Пергамское
царство, сами им отдались, другие сдались
без сопротивления. И эта прибрежная зона
выглядит как образцово-показательная
территория прелести жизни в империи.
С поправкой на различие двух империй
— римская ГДР.
Театр. II в. до н.э.
Траянум – храм,
построенный в честь
императора Траяна его
преемником Адрианом.
Первая половина II в. н.э.
<<вернуться
далее>>
|
|
|