|
|
Путешествие
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002
Рэдклифская библиотека. Архитектор Джеймс
Гиббз. 1737–1748 гг.
Трудность заключалась в необходимости убедить близлежащие колледжи, принадлежавшие к числу старейших, богатых и
авторитетных, прежде всего колледж Олл Соулз. Хоксмор представил на рассмотрение
его членов два проекта перестройки примыкавшего к его Университетскому форуму
двора Олл Соулз готический и классический. Архитектор надеялся, что они предпочтут
последний. Получилось наоборот, и пожалуй, это было к лучшему. В результате Хоксмор
создал в 1716–1735 годах грандиозную готическую декорацию вполне в барочном
духе. В ней доминировали две величественные башни, создававшие впечатление
западного фасада огромного собора. Однако за ними не было никакого нефа, а лишь
небольшое пространство даже не парадной, а каждодневной столовой. Внутренняя отделка
всех интерьеров колледжа Олл Соулз была сделана Хоксмором во вполне нормальном,
без готики, барочном духе. По существу здесь
он явился «первооткрывателем» излюбленного приема многих европейских мастеров
XVIII столетия: готический экстерьер с классическим внутренним пространством.
Шелдонианский театр. Архитектор Кристофер
Рен. Деталь южного фасада. 1664–1667
Все же Хоксмору удалось расчистить от средневековой жилой застройки пространство перед колледжем Олл Соулз и заложить в
центре этой площади новую библиотеку. Увы, он умер прежде, чем началось строительство. Его замысел исполнил в 1737–1748
годах архитектор нового поколения – шотландец Джеймс Гиббз. В отличие от
большинства английских зодчих XVII – первой половины XVIII века шотландцы
были тесно связаны с Италией. Гиббз обучался в Риме у Карло Фонтана. После
возвращения на Британские острова он остался в Англии, как практически все
шотландские мастера, получившие классическое образование, – Кэмпбелл, Чемберс или
братья Адам.
Рэдклифская библиотека. Фрагмент. Архитектор Джеймс
Гиббз. 1737–1748
В 1714 году умер знаменитый врач Джон Рэдклифф. Он оставил неимоверную по тем
временам сумму в сорок тысяч фунтов для строительства еще одной библиотеки в
Оксфорде. Его душеприказчики размышляли 23 года, пока не приняли один из вариантов
проекта Гиббза. В результате в самом центре университета появилось грандиозное здание,
центрическое, как идеальные церкви Ренессанса, но исполненное в формах
римского барокко конца XVII века. Гиббз использовал итальянских каменотесов и не
оставил никакой возможности для проникновения в его сооружения готики. Тяжелые,
мощные формы Рэдклифф Камера, библиотеки и мавзолея, с интерьером, скорее
соответствовавшим последнему, но наполненным книгами, надолго, на большую часть
XVIII столетия, утвердили в Оксфорде господство классики. Готика вернется в университетскую архитектуру и в полной мере
возьмет реванш лишь в эпоху Романтизма.
<<вернуться
|
 |
|