|
|
Путешествие
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002
Сент-Джон Колледж. Кентерберийский двор. Вход в восточный корпус. 1631–1636
Если бы не казнь короля Карла I, то Кристофер Рен не стал бы архитектором, а
наследовал бы место настоятеля королевского собора в Виндзоре, которое занимали его
дядя и отец, и, возможно, стал бы епископом. Революция, покончившая с придворными
привилегиями, заставила его стать ученым. Зато реставрация монархии позволила ему
получить весьма выгодное место Смотрителя Королевских работ. Для церковной карьеры
уже не хватало времени, а склонность к архитектуре проявилась у него еще в
Оксфорде, хотя Рен и не получил ни малейшего строительного образования. Безусловно, характер у него был недюжинный и
несгибаемый. В своей первой же постройке в Оксфорде, Шелдонианском театре (точнее,
аудитории), возведенном в 1664–1667 годах, он порвал с предшествовавшими традициями
в университетском строительстве.
Церковь Сент-Мэри на Хай-стрит. Южный портал. 1637
Рен решил создать подлинно античное здание. Оно должно было служить средоточием ученой жизни. В нем и сегодня посвящают
в ученые степени и проводят торжественные собрания. Деньги на строительство дал
Гилберт Шелдон, оксфордский выпускник, ставший архиепископом Кентерберийским.
Рен, в то время член колледжа Олл Соулз, был приглашен сделать проект в качестве
человека, хорошо знающего математику и поэтому способного создать научную основу
для гармонических пропорций столь важного сооружения. Он проявил себя действительно
превосходным геометром. Расчет сложных деревянных ферм перекрытий, сделанный им
вместе с другим математиком, профессором Джоном Уоллисом, был великолепным.
Недавняя реставрация показала, что конструкция практически не провисла, хотя
чердак в течение двух столетий использовался в качестве склада продукции университетского издательства. С архитектурой дело
обстояло иначе.
Оксфорд. Бодлеанская библиотека. Башня. Фрагмент с коринфским
ордером
Рен никогда не был в Италии и не видел античных памятников. Тем не менее он взял
за образец для своего амфитеатра театр Марцелла в Риме. Вероятно, он пользовался
популярными на всем севере Европы гравюрами из третьего тома трактата Себастиано
Серлио. В качестве образца для главного фасада он избрал реконструкцию базилики
Максенция на форуме Романум из «Четырех книг» Андреа Палладио. Несмотря на эти
итальянские источники, его постройка оказалась выдержанной в сдержаном и
камерном духе северного протестантского барокко. Вполне понятно, что рука Рена еще
не была уверенной, он только начинал строить. К тому же авторитет античных
образцов и великих мастеров Возрождения сковывал его.
Водэм колледж. Вход в восточный корпус переднего двора. Фрагмент.
1610–1612
Через четырнадцать лет, в 1681 году, приобретя огромный опыт при
восстановлении Лондона после Великого пожара 1666 года, уже будучи главным
королевским зодчим, Рен вернулся в Оксфорд. Ему поручили создать проект
«Том Тауэр» – башни над воротами в главный двор колледжа Крайст Чёрч. Эта его работа
по своему характеру оказалась прямо противоположной Шелдонианскому театру. Мастер
решил вернуться к готическим формам. В Лондоне, возведя десятки церквей, он этого
ни разу не сделал. В этом, возможно, сказалась ностальгия по готике человека,
уехавшего из Оксфорда. Кроме того, Рен пришел к мысли, что стили не должны
противостоять друг другу. Завершая готический ансамбль Крайст Черч и исходя
из средневековой нижней части здания, он создал своего рода «барочную готику» для
высоко поднимающейся восьмиугольной башни. Когда же его друг и заказчик, декан
колледжа Крайст Черч Генри Олдрич попросил устроить наверху классический
павильон, Рен отказал, даже после того как Олрич, чтобы польстить ему как бывшему
профессору астрономии, пообещал устроить в этом павильоне обсерваторию. Готика возобладалала в оксфордской архитектуре Рена.
<<вернуться
далее>>
|
|
|