приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков
V-MMII - 30.11.2002

Сент-Джон Колледж. Кентерберийский двор. Вход в восточный корпус. 1631–1636

Если бы не казнь короля Карла I, то Кристофер Рен не стал бы архитектором, а наследовал бы место настоятеля королевского собора в Виндзоре, которое занимали его дядя и отец, и, возможно, стал бы епископом. Революция, покончившая с придворными привилегиями, заставила его стать ученым. Зато реставрация монархии позволила ему получить весьма выгодное место Смотрителя Королевских работ. Для церковной карьеры уже не хватало времени, а склонность к архитектуре проявилась у него еще в Оксфорде, хотя Рен и не получил ни малейшего строительного образования. Безусловно, характер у него был недюжинный и несгибаемый. В своей первой же постройке в Оксфорде, Шелдонианском театре (точнее, аудитории), возведенном в 1664–1667 годах, он порвал с предшествовавшими традициями в университетском строительстве.

Церковь Сент-Мэри на Хай-стрит. Южный портал. 1637

Рен решил создать подлинно античное здание. Оно должно было служить средоточием ученой жизни. В нем и сегодня посвящают в ученые степени и проводят торжественные собрания. Деньги на строительство дал Гилберт Шелдон, оксфордский выпускник, ставший архиепископом Кентерберийским. Рен, в то время член колледжа Олл Соулз, был приглашен сделать проект в качестве человека, хорошо знающего математику и поэтому способного создать научную основу для гармонических пропорций столь важного сооружения. Он проявил себя действительно превосходным геометром. Расчет сложных деревянных ферм перекрытий, сделанный им вместе с другим математиком, профессором Джоном Уоллисом, был великолепным. Недавняя реставрация показала, что конструкция практически не провисла, хотя чердак в течение двух столетий использовался в качестве склада продукции университетского издательства. С архитектурой дело обстояло иначе.

Оксфорд. Бодлеанская библиотека. Башня. Фрагмент с коринфским ордером

Рен никогда не был в Италии и не видел античных памятников. Тем не менее он взял за образец для своего амфитеатра театр Марцелла в Риме. Вероятно, он пользовался популярными на всем севере Европы гравюрами из третьего тома трактата Себастиано Серлио. В качестве образца для главного фасада он избрал реконструкцию базилики Максенция на форуме Романум из «Четырех книг» Андреа Палладио. Несмотря на эти итальянские источники, его постройка оказалась выдержанной в сдержаном и камерном духе северного протестантского барокко. Вполне понятно, что рука Рена еще не была уверенной, он только начинал строить. К тому же авторитет античных образцов и великих мастеров Возрождения сковывал его.

Водэм колледж. Вход в восточный корпус переднего двора. Фрагмент. 1610–1612

Через четырнадцать лет, в 1681 году, приобретя огромный опыт при восстановлении Лондона после Великого пожара 1666 года, уже будучи главным королевским зодчим, Рен вернулся в Оксфорд. Ему поручили создать проект «Том Тауэр» – башни над воротами в главный двор колледжа Крайст Чёрч. Эта его работа по своему характеру оказалась прямо противоположной Шелдонианскому театру. Мастер решил вернуться к готическим формам. В Лондоне, возведя десятки церквей, он этого ни разу не сделал. В этом, возможно, сказалась ностальгия по готике человека, уехавшего из Оксфорда. Кроме того, Рен пришел к мысли, что стили не должны противостоять друг другу. Завершая готический ансамбль Крайст Черч и исходя из средневековой нижней части здания, он создал своего рода «барочную готику» для высоко поднимающейся восьмиугольной башни. Когда же его друг и заказчик, декан колледжа Крайст Черч Генри Олдрич попросил устроить наверху классический павильон, Рен отказал, даже после того как Олрич, чтобы польстить ему как бывшему профессору астрономии, пообещал устроить в этом павильоне обсерваторию. Готика возобладалала в оксфордской архитектуре Рена.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

30.11.2002 V-MMII
Дмитрий Швидковский
Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна