|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Юлия Тарабарина
Новости градсовето
Игры вокруг Олимпийского
XXII-MMVII - 11.12.2007
За прошедшие три месяца
на общественном совете при
мэре Москвы трижды обсуждали
проекты, которые в итоге волей-неволей должны составить один
ансамбль. Речь идет о застройке
перекрестка Олимпийского
проспекта и улицы Дурова. До
сегодняшнего времени это был
заповедник архитектуры конца
1970-х – начала 1980-х гг.: перед
Московской Олимпиадой здесь
построили хорошо известный
спорткомплекс, крытый стадион
и бассейн, а в год ее проведения
поблизости завершили строительство нового корпуса Театра зверей
имени Дурова, группу лаконичных
светло-зеленых цилиндров, украшенных скульптурами танцующих
зверей. Все эти постройки в своем
роде знаковые, их можно причислить если не к шедеврам, то к очень
заметным образцам позднесоветской архитектуры.
Первым вкраплением в «заповедник» стал гараж-корабль Геннадия
Надточия и Алексея Воронцова,
построенный три года назад с левой стороны проспекта. Встав
в сторонке, он практически не
нарушил ансамбля 1970-х. Теперь
же застройщики принялись за
центральную часть местности, и, судя по размаху, когда все
закончится, доминировать в этом
районе будет вовсе не олимпийский стадион. Прямо перед ним, на
пятачке с газоном-холмиком, где
время от времени цветами выкладывают то флаги, то надписи,
планируется построить 32-этажную башню первого телеканала.
Она должна вместить офисы и студии телевизионщиков, а также
демонстрационные залы, чтобы
показывать всем желающим,
«как делается кино». К башне ОРТ
от будущей станции метро «Суворовская», которую уже лет десять
копают и все никак не выкопают
рядом с Театром Советской армии,
проведут пешеходные дорожки
поверх Олимпийского проспекта
на высоте 5,5 метров. Ближе к мечети возникнут низкорослые,
но протяженные здания нового
мусульманского центра. Словом,
все преобразится.
Замысел строительства на Олимпийском был принципиально
одобрен мэром еще в 2005-м, но
этой весной в его обсуждении
случилось явное обострение.
3 июля на общественном совете
была одобрена проектная концепция переустройства олимпийского
перекрестка в целом с башней ОРТ во главе. Автор концепции –
Ю. В. Калмыков из «Моспроекта-4».
На архитектуру доминанты планируется затем провести отдельный
конкурс. Вторая заметная
часть того же градостроительного замысла, которая должна
занять пустую асфальтированную площадку с противоположной
стороны проспекта, была рассмотрена и отвергнута на совете
12 апреля. До недавнего времени
этот достаточно внушительный
асфальтовый пятачок использовался для обучения начинающих
автолюбителей. Теперь здесь,
через дорогу от Уголка Дурова,
планируется некое сооружение,
которое проходит под кодовым
названием «многофункциональный комплекс… и Храм детства».
Проект сделан, так же как и общая
концепция застройки, «Моспроектом-4» под руководством Андрея
Бокова. Сам по себе он достаточно
спокоен, умен и даже пластичен.
Проблема в другом – в нем слишком
очевиден гигантский объем «инвестиционного строительства». Если
представить себе современное
московское строительство образно,
то большинство проектов похоже
на бутерброд, в котором масло – это
«подарок» инвестора какому-нибудь культурному проекту, а хлеб – это
офисное или жилое здание на
продажу для прибыли. В таком
бутерброде «масло» служит для
продвижения всего бутерброда
сквозь согласования, и наоборот –
«хлеб» дает денежный повод для
какого-нибудь культурно-полезного
проекта.
В данном случае будущее здание
состоит из вытянутого вдоль
тротуара и дублирующего цилиндрические формы стоящего
напротив Уголка Дурова небольшого строения. Это нечто подобное
Дому пионеров нашего времени: на
первом этаже православный центр,
сбоку шатровая часовня, на втором
актовый зал, на третьем кружки.
Помимо этих скромных сооружений
инвестор взялся приводить в порядок существующие здания театра
и уже отремонтировал конюшню.
Однако надо чем-то платить. За
спиной крошечного «храма детства»
вырастает, занимая всю оставшуюся площадку вплоть до парка,
крупный, насколько это возможно
в данном месте, подковообразный
объем, в три раза выше «храма»
и в восемь раз больше его по
площади. Чем его набить – дело
не столь важное, было больше
офисов, стало больше апартаментов, и то и другое сейчас неплохо
продается. Архитектурные формы
также неплохи: округлые, загибающиеся, намекающие на максимум
стекла, скульптурно-цельные. Но
дело не в архитектуре – очень уж
откровенно смотрится жирный
«кусок» инвестора в сравнении
с его миниатюрным «подарком».
Что и помешало проекту пройти
утверждение, несмотря на то что
представитель театра Дурова на
совете очень проникновенно и красиво декламировал стихи и просил
согласовать. По словам первого
зама московского мэра Юрия
Росляка, «объем инвестиционного
строительства недопустим» – высотность рекомендовали понизить,
а объем – сократить, отступив от
границ охранной зоны Екатерининского парка. И пошел проект
странствовать далее, через 2
месяца он был замечен на заседании рабочей группы в уже
измененном виде – подкова оборотилась на 180 градусов, встав
разрезом в сторону театра. Хотя
общее соотношение объемов мало
изменилось и разница компонентов все равно бросается в глаза.
Казалось бы: если город не хочет
видеть в этом месте большое
коммерческое здание, надо бы
дать театру муниципальные деньги на свои постройки, а может быть,
и на храм. Тогда не будет никаких
недопустимых объемов, кроме
общественно-полезных. Либо уже
дать инвестору получить свою
прибыль, потому что, судя по всему,
дом все равно построят, раз в этом
месте запланирован архитектурный
размах. Однако, кажется, проекту
предстоит пройти еще несколько
кругов, в целях культурного обогащения. Помимо башни первого
телеканала и мусульманского центра с одной стороны Олимпийского проспекта, а
также «храма
детства» с его гигантским придатком – с другой, на Троицкой горке
со стороны улицы Дурова планируется построить здание театра песни
Надежды Бабкиной, а по бровке
горки вдоль проспекта – параллелепипед офисного здания, который
в последней версии окрасился
в травянистый темно-зеленый цвет,
видимо, для слияния с пейзажем.
вверх
|
|
|