|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXII-MMVII - 11.12.2007
ИЛЬЯ УТКИН
Поселок «Акрополь»
Московская область, д. Солослово
Архитекторы: И. В. Уткин (руководитель проекта), Л. С. Егорова, Е. М.
Марковская, Д. В. Николаева, Е. Е. Пересветова, В. И. Феногенов
Проект поселка из четырех
домов-дворцов стремится языком
классических форм выразить идею
архитектурного братства и согласия.
Это проект поселения, состоящего из четырех частных домов
по 2000 кв. м каждый. Масштаб
одного такого здания сопоставим с барским домом дворянской
усадьбы периода между «Указом
о вольности дворянской» и началом
русского капитализма, уничтожившего усадебную жизнь. Однако
усадебный дом классицизма был
безусловным центром ансамбля,
иными словами, он был один.
Современная практика требует,
чтобы домов, даже больших,
было несколько, – они получают
общий забор, охрану, коммуникации, и строительство становится
окупаемым. При этом возникает
специфическая архитектурная
задача объединить четыре здания,
смысл каждого из которых, по
определению, быть абсолютным
лидером ансамбля.
Илья Уткин видит свою задачу в том,
чтобы помирить четырех «горделивых эгоистов», и даже называет
главную улицу поселения «аллеей
Согласия», специально подчеркивая, что это относится прежде всего
к архитектуре, построенной не на
контрасте, а на примирении форм.
Дома здесь – как братья, похожие,
но немного разные индивидуумы.
Генетическое сходство достигается одинаковой композиционной
схемой: условно говоря, у каждого из братьев «по две руки, по
две ноги». Общим предком надо признать «палладианский» симметричный
прямоугольный объем
с ризалитом центрального портика
из русской (или английской)
усадьбы. Признак молодости – длинный крытый бассейн, порождение
современных требований комфорта,
асимметрично примыкающий с противоположной стороны. «Братья»
развернуты на своих участках
под разными углами, кратными
90 градусам, что намекает на
разные психотипы: двое консерваторов выходят на главную аллею
с центрированными дворцовыми
фасадами и при фронтонах, двое других эксцентричнее, они встали
торцами, повернув свои серьезные
лица к ограде, где их будут видеть
только домочадцы. На торцах тоже
есть портики, но фронтоны их заменены скатом вальмовой кровли, как
будто они наклонились назад, и колонны держат только минимальный
карниз. Дома чередуются в шахматном порядке, так, что сначала слева
мы видим консерватора, справа
эксцентрика, а потом наоборот.
Все портики разные – целый куст
вариаций, есть палладианские
«в духе Кваренги», рядом балконы
на рустованных опорах с вазонами, которые с оговорками можно
представить в особняке эклектики, и даже колонны, встроенные
в витраж двухсветного окна, – один
из приемов неоклассики начала
XX века. Цитаты, однако же, не
буквальные, а скорее типологические. Они объединены общими
пропорциями, размерами, модулем и авторским стилем, самые
заметные черты которого здесь –
глубокие выносы колонн и столбов, образующие просторные террасы,
редкая в наше время любовь
к скульптуре и подчеркнутый лаконизм гладких стен там, где нет
портиков.
Еще одна авторская черта – прямо-таки классицистическое внимание
к природе, которая здесь выступает единственным окружением
и контекстом. Главная аллея идет
с востока, где расположен въезд,
почти точно на запад – там на
возвышении будет круглая беседка«миловида», чтобы любоваться
закатами. Соответственно, у променада будет своя южная, освещенная
солнцем, и затененная северная
сторона. Что повлияло на парадные
фасады, решенные в некотором
смысле «от противного»: замшелые квадры «дикого» руста справа будут освещаться
солнцем, а круглый ордер, одновременно более
пышный и «правильный», достался
северным портикам, как будто бы
компенсируя своим коринфским
цветением теневое положение –
или же в расчете на более тонкое восприятие без резких перепадов
светотени.
Поселок будет расположен в излучине небольшой речки на холме,
поддержанном увитой растениями опорной стенкой. Авторское
название «Акрополь» происходит,
как говорит архитектор, из ассоциаций с греческим полисом,
где за высокой стеной, отгородившись от внешнего мира, «все
равны», и рождается свое внутреннее согласие и братство. С другой
стороны, хорошо известно, что
палладианство, подарив человеческим дворцам заимствованные
у языческих богов портики, превратило их из замка в полухрам.
Ансамбль нескольких храмов –
это Акрополь, так что название
найдено точно. В любом случае надо
признать, что среди современных
дворцовых поселений это редкий
пример «задумавшегося»: о своих
исторических корнях, пластических
прототипах и об отношениях домов
между собой.
Юлия Тарабарина
вверх
|
|
|