|
|
Что делают ньюсмейкеры?
Юлия Тарабарина
Новости градсоветов
Парниковый эффект в архитектуре
XXII-MMVII - 11.12.2007
В апреле общественный совет
при мэре Москвы утвердил «схему
комплексной градостроительной
реорганизации» проекта Юрия
Платонова «Стеклянные улицы»,
который известен с 2000 года,
когда он был «принципиально
одобрен». Этот проект не просто
большой – он громадный, в полном
смысле слова градостроительный.
Он претендует на переустройство,
по приблизительным оценкам,
пятой или шестой части исторической Москвы, если смотреть на город
в границах XVIII–XIX вв., которые
проходили по Камер-Коллежскому валу, в наше время местами
влившемуся в Третье транспортное кольцо. Масштабный замысел
«Стеклянных улиц» примыкает
к комплексу «Москва-Сити» и может
в некотором смысле быть понят как
его продолжение, этакое большое
щупальце, протянувшееся от Сити
к Нескучному саду. В отличие от
«Большого Сити», этот протуберанец главной московской стройки
последних десятилетий подается
как туристический маршрут. Его
начало – рядом с Донским монастырем, затем путь гипотетического
туриста проходит по Нескучному
саду, по Андреевскому мосту
перебирается к Фрунзенской набережной, затем пересекает район
бывшего Девичьего поля, проходя
мимо Хамовнических казарм,
парка им. Мандельштама (усадьбы
Трубецких рядом с метро «Фрунзенская»), чтобы, наконец, еще раз
перейдя реку, попасть на площадь
Киевского вокзала и уже оттуда,
по Украинскому бульвару – в Сити.
Кроме основной туристической
тропы, маршрут включает в сферу
своих интересов Новодевичий
монастырь, ЦДХ, Провиантские
склады на Зубовской площади,
которые предполагается превратить в Центр искусств, и большой
кусок города вокруг площади
Гагарина. По словам главного
архитектора Москвы Александра
Кузьмина, который стоит первым
в списке авторов градостроительной концепции, «территория
включает более 450 памятников
и более 260 объектов исторической
застройки», которые в ходе реализации замысла будут «приведены
в надлежащий вид».
Как было справедливо замечено
на совете, только очень фанатичный турист отважится на столь
длительную прогулку, учитывая,
что, если он не будет отклоняться от
основной тропы, то в ходе путешествия ему удастся осмотреть лишь
один первоклассный московский памятник – Донской монастырь,
и то в самом начале. Все «главные» пункты маршрута доступнее
на метро – хотя, конечно же, будет
здорово, если их, а также другие,
менее известные здания будут
реставрировать. Однако очевидно,
что после завершения всех задуманных построек туриста будут
окружать не столько памятники,
сколько стеклянные галереи и пассажи с вкраплениями исторической
застройки. Зато сколько всего тут
можно построить. Страшно подумать, как можно разгуляться
в рамках такого масштабного градостроительного проекта.
Самое удивительное сооружение,
пристроившееся к этой программе,
было нарисовано в перспективе
площади Гагарина. Это гигантский
предмет, высотой раза в 3-4 больше
стоящего там памятника первому
космонавту. Что это такое, со
стороны понять непросто – внизу
пологий проезд для машин, вверху
круглое отверстие диаметром
с проспект под ним, окуляр для
гигантского воображаемого «глаза
Саурона». Два источника глубоко
самобытного произведения можно
с легкостью угадать – это арка
Дефанса в Париже и стоящий невдалеке дом Академии наук, золотистая
верхняя часть которого в просторечии именуется «золотыми мозгами».
Предполагаемая арка-бублик целиком покрыта геометрическими
узорами, которые можно было бы
назвать ювелирными, если бы не ее
размеры.
Также среди прилепившихся
к маршруту проектов на стендах
фигурировали: реконструкция
конструктивистской Строительной выставки, которая в 1920-е
была открыта напротив ВСХВ, на
левом берегу Москвы-реки, новое
здание Музея истории Москвы, как
минимум один многофункциональный жилой комплекс, комплекс
«Арка» в начале Украинского бульвара, а также проект «Стеклянная
улица» Юрия Платонова, с которого все началось семь лет назад.
Застеклить предполагается 1-ю
Фрунзенскую улицу, ведущую
от Андреевского моста ко входу
в метро «Фрунзенская».
Между Нескучным садом и Андреевским мостом на месте
существующей сейчас автозаправки
предлагается построить копию
павильона СССР на парижской
выставке 1925 года, спроектированного Константином Мельниковым.
Это предложение внесенное, с некоторой долей торжественности,
Международной академией архитектуры, обсуждалось общественным
советом особенно подробно,
как особенно знаковый элемент
концепции. Заметим, что в 1920-е
гг. – не здесь, но в этом районе
действительно находился мельниковский павильон, но только
другой – павильон «Махорка»,
сделанный знаменитым архитектором авангарда для Всероссийской
сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки, в то
время расположенной на территории нынешнего парка Горького. Так
что, если павильон восстановят, то
не тот и не там, хотя ход мысли авторов предложения понятен.
Как известно, некоторые здания
этого маршрута уже построены,
большей частью на площади Киевского вокзала – это жутковатый торговый комплекс,
обвешанный
крупноразмерной металлической
бахромой, а также площадь Европы
и два остекленных моста, Андреевский и мост Богдана Хмельницкого.
При взгляде сверху, на который
провоцируют представленные на
совете многочисленные картографические выкладки, концепция
вызывает, как все большое, некоторую оторопь. Понятно, что если
собираются сделать очень много,
тем более отреставрировать, то есть
надежда, что что-нибудь хорошее
все-таки произойдет и какой-нибудь
памятник выживет, – все-таки
маршрут туристический. Однако
общее впечатление от проекта
несколько странное, особенно
если посмотреть на остекленные
мосты-предшественники. С одной
стороны, перебегая где-нибудь
в пургу и мороз, и правда мечтается
о крытых переходах и стеклянных
улицах. С другой стороны, глядя
на уже готовые постройки, сложно
отделаться от их сходства с садовыми парниками. Так и видишь: по
Москве протягиваются извивающиеся стеклянные сооружения, блестя
сотканными из квадратиков ломаными поверхностями – образно
говоря, в столичной архитектуре
ощущается парниковый эффект.
Его наступление было предсказано
в разноцветных рамах и однообразных прямоугольных сетках
стекляшек последних десяти лет. Но
теперь парниковость грозит приобрести иной, небывалый размах
и разлиться по городу. Вряд ли это
действительно поспособствует
сохранению исторической городской среды – хотя как знать.
вверх
|
|
|