|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXII-MMVII - 11.12.2007
АРТУР СКИЖАЛИ-ВЕЙС
В июне-августе 2007 года
в Государственном институте искусствознания проходила выставка
Артура Скижали-Вейса, автора
обложек XIII, XIV и XV номеров
нашего журнала. Мы поздравляем
автора с персональной выставкой
и предоставляем ему возможность
высказаться о жанре архитектурной
фантазии.
Архитектурные фантазии, представленные на выставке, это особый
экспериментальный, медитативный, интуитивный, метафизический
мир архитектуры, недоступный для
традиционного реального проектирования-строительства. В нем
можно выразить любые самые
смелые и невероятные творческие
идеи. Эти картины не отдельные
бессистемные эмоциональные
всплески профессионального подсознания, а начало работы в новом
большом направлении архитектурного творчества, который я назвал
«Архитектурной фантастикой» по
аналогии с литературой.
В «Архитектурной фантастике», на
мой взгляд, со временем должны
сформироваться свои особые
законы восприятия и развития.
Творческие поиски могут проходить
по следующим крупным направлениям: движение в прошлое – это
переосмысление архитектурной
классики, движение в будущее –
футуристическое прогнозирование,
и движение в относительно реальном времени – метаморфозы
настоящего. Важное значение
имеет охватываемый при этом
продвижении промежуток времени,
который может составлять 10,
100, 500, 1000, 10 000 лет и т.д. Далее огромное значение имеет
продумывание первоосновы архитектурно-художественного образа.
Она может быть научно-фантастической, религиозно-мистической,
философско-созерцательной,
мифологической и даже ироническо-скептической. После того
как задан промежуток времени
и вектор, найдена философскосодержательная идея будущего
произведения, должна произойти
главная работа архитектора над
воображаемым пространством
и формой. Для того чтобы фантастические архитектурные образы
могли обрести видимые очертания
и форму, надо: спроектировать новаторскую конструктивную основу
сооружений, подобрать уникальные
материалы, создать интересную ландшафтную среду, найти
неожиданное функциональное
назначение, задать модернистскую
стилистику деталей, разработать
оригинальный дизайн формы
и многое другое для многоуровнего
выдуманного пространства. Необходимо также представить новый
способ и метод подачи проектируемого материала, базирующийся на
новом синтезированном архитектурном языке.
Свои фантазии я пытаюсь довести до предельно возможного
«реализма», чтобы создать масштабное, насыщенное сооружение,
не уступающее по проработке
реальным проектам. В этом, на
мой взгляд, заключается магия
моих фантастических проектов.
Я стараюсь сделать так, чтобы
любой зритель увидел росписи
вымышленных соборов, детали
техноконструкций зданий будущего, почувствовал массивность
каменной кладки, прозрачность
стекла, даже услышал звуки органа
и плеск волн. Моя основная цель –
пригласить зрителя мысленно
войти в незнакомый, затерянный,
неведомый и прекрасный мир
архитектурных фантазий, созданных идеями и руками зодчего. Свои
фантазии я рисую от руки, идущей
прямо от сердца, без использования
компьютера.
Со временем, как я предвижу,
фантастика займет такое же почетное место в архитектуре, как
и в литературе, кинематографе
и изобразительном искусстве.
Тем более что исторических предпосылок к этому накопилось
достаточно – вспомним творчество
Чернихова, Пиранези, Леонидова,
Леду, Сант-Элиа и многих других.
Артур Скижали-Вейс
вверх
|
|
|