|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XIV-MMV - 31.08.2005
ГЕНУЯ ОБСТАВЛЯЕТСЯ НЕ ХУЖЕ ВАЛЕНСИИ
Набережная Генуи и
«Аквариум»
Ренцо Пьяно
Во второй половине 2004
года площади, улицы и дворы
Генуи были заполнены странными
объектами, ощутимо контрастирующими с фоном – мрачноватой
и сложной средой средневекового портового города. В самой
установке этих объектов, прихотливо разбросанных по старой
Генуе, видится отзвук уже один
раз реализованной идеи: в 2003
году во время II Биеннале современного искусства в Валенсии
(она носила название «Идеальный
город») старый испанский город
(тоже, кстати, портовый и средиземноморский) был заполнен
самыми разными композициями
современных художников и скульпторов (не архитекторов). Эти
композиции должны были украсить кварталы старой Валенсии,
привлечь внимание прохожих
и «приручить» жителей к современному искусству, которое, по мысли
устроителей выставки, способно
украсить жизнь города. В Генуе, которая, как и Валенсия, быстро возвращает себе
звание культурной столицы
(на фоне оживления экономической жизни города и порта),
2 октября 2004 года открылась
масштабная выставка «Искусство и архитектура. 1900–2000»,
на которой были показаны наиболее значимые вехи архитектуры
XX века (советская архитектура
была представлена, к сожалению, лишь экспонатами 20-х годов
– из Музея архитектуры им. Щусева). В рамках этой выставки,
помимо ученых экспозиций с подлинными чертежами и макетами,
в городе были устроены места
для двух десятков инсталляций,
выполненных ведущими современными архитекторами – иногда
специально для выставки, а
иногда по мотивам собственных произведений. Эти странные
и прихотливые вещи размещались во дворах ренессансных
палаццо, в садиках и на площадях
старого города. Авторы, кажется,
почувствовали театральность
среды (как средневековой, так
и ренессансно-барочной) и встроились в эту среду то резкими
жестами, то скромными дополнительными штрихами. Во время
выставки Генуя выглядела как
старая театральная декорация
с ультрасовременными добавлениями и светопостановкой.
Выставку открывали мэр Генуи
и чуть ли не главный генуэзец нашего времени Ренцо Пьяно,
сделавший в порту гигантский «Аквариум Генуи» и одну
из уличных инсталляций.
Одно из наиболее заметных
мест в городе, рядом с портом,
занимает выполненная группой
авторов инсталляция-реконструкция Театро дель Мондо (1979-1980)
Альдо Росси – массивный объект
с узнаваемой постмодернистской
стилистикой. На одной из площадей поставлена покрашенная
золотой краской железнодорожная цистерна – это инсталляция
Ханса Холляйна «Золотой телец».
В самом сердце средневекового
города на площади собора Сан-Лоренцо расположена композиция
Фрэнка Гери «Джинджер и Фред»
– авторская реплика основного
решения знаменитого пражского дома того же названия
1994–1995 годов. А на крошечной площади перед романской
церковью Сан-Матео притулилась бетонная будка ночного
гаишника из-под Кинешмы. Этот
объект белого бетона с амбразурами для прицельной стрельбы
оказывается концептуальной
«Корнелией», он спроектирован Ансельмом Кифером.
На знаменитой улице (теперь
– Гарибальди), которая еще
в Средневековье была выставкой
материальных и художественных
достижений генуэзской знати,
в роскошные многоярусные дворы
палаццо вписано еще несколько
значительных объектов. Деннис Оппенгейм придумал «Мобильный
маяк», остроумно поставив башню
на панцирь черепахи. Андреа
Бранци соорудил «Стеклянный
садик», вписывающийся своими
зеленоватыми стеклами в ухоженный газон очередного палаццо. А
Рем Колхас рядом с фонтаном во
дворе палаццо Ломеллино сконструировал из изгибающихся
неошкуренных древесных стволов странные и как будто живые
«Башни Тогок», напоминающие
его собственный проект, но помещенные в странный контекст
и выполненные из более символического материала.
Все перечисленные и некоторые
не названные объекты призваны,
по-видимому, обновить и разбудить
среду старого города. В старом
центре Генуи (как в Валенсии
и многих других городах Южной
Европы) живут небогатые граждане, тогда как зажиточные еще
столетие назад переместились
на чистые окраины. Вторжение
в центр с помощью современной
архитектуры, таким образом, акт
не только художественный, но и социальный. Но следует сказать,
что, несмотря на оригинальность
объектов и видимый зрительский
интерес к ним, все инсталляции
остаются лишь яркими пластмассовыми брошками, разбросанными
по слежавшимся и запыленным бархатам старого города.
Временно декорировать старую
городскую среду новыми формами
получается, но на длительное
взаимодействие этих форм явно
не хватает. Но ни авторы, ни устроители на длительное сохранение
среды с дополнениями-инсталляциями, кажется, и не рассчитывали.
Ирина и Владимир Седовы

Композиция Фрэнка Гери «Джинджер и
Фред»

Авторская реплика «Театро дель Мондо»
Альдо Росси

Рем Колхас. «Башни Тогок»

Ансельм Кифер. «Корнелия»

Инсталляция Ренцо Пьяно на тему его постройки в
Новой Каледонии

«Стеклянный садик» Андреа Бранци

Инсталляция Ханса Холляйна
«Золотой телец»
вверх
|
 |
|