приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XIV-MMV - 31.08.2005

ВАЛЕРИЙ КОШЛЯКОВ

О возвышенном

В Москве прошла 1-я Московская художественная биеннале. Событие малоинтересное с точки зрения классического искусства, и в принципе не могущее претендовать на отражение в журнале «ПК». Но один проект этой биеннале является для нас принципиально важным. Речь идет об инсталляции Валерия Кошлякова «Облако».

Валерий Кошляков – художник, далекий от конъюнктуры современного искусства. Он не разрушителен, не ироничен, главное чувство, которое руководит им – это какой-то неиссякающий восторг перед величием прошлого. Для того, что принято называть современным художником, это чувство прямо-таки неприличное. Но эти соображения приходится сначала отбросить, когда видишь его инсталляцию. Потому что вместо его полотен вдруг обнаруживаешь самый что ни на есть современный художественный продукт – видеоинсталляцию. Все-таки и его дожали, с тоской думаешь ты. Не будет больше картин, будет арт. Пол зала, где располагалась выставка, представлял собой большой макет какой-то российской местности. На макете – занесенные снегом огороды, какие-то лабазы и заборы. На стене – большие куски картона, налепленные друг на друга и вместе образующие некий экран. На него проецируется фильм с фрагментами архитектуры, очень смутными, едва различимыми, то колоннами, то шпилями, то арками. Камера прыгает и снимает косо. В такт прыжкам звучит саундтрек из фрагментов классической оперы, записанной на шипящей грампластинке – Карузо перепрыгивает во что-то русское и обратно. В общем, вполне образцовый продукт современного видеоарта – режущий звук, непрофессионально снятое кино, рваный экран, неясный макет непонятно чего. Но чем дальше смотришь это кино, тем с большим удивлением обнаруживаешь, что и этим языком Валерий Кошляков продолжает говорить то же, что говорил и своей живописью. Инсталляция называется «Облако». Это нечто очень автобиографическое. Вот этот ландшафт – какая-то богом затерянная провинция, вроде города Сальска, в котором он родился. Откуда там классическое искусство? Что это такое – классика для города Сальска? Тут вдруг понимаешь, что, собственно, поймано этим макетом и фильмом – ощущение невероятного чуда от присутствия великой классической традиции среди заснеженных полей и покосившихся заборов. Оно – непонятно в чем, непонятно где, непонятно как. В обрывках классических опер, звучащих с затертых пластинок? Или в миражах каких-то фантастических строений, которые вдруг различаются в плывущих над головой облаках? Это выглядит скорее не как искусство, а как размышление над обстоятельствами его рождения – глядя на неясные фрагменты строений, мерцающих в рваном облаке экрана, понимаешь, как из этого ощущения рождались картины Кошлякова, или даже – ощущение какого чуда он хотел передать своими картинами. Бывают все же чудеса. Ведь не может же быть, чтобы именно такое искусство, родившееся из шипения трофейной грампластинки на сальском патефоне, из мечты о мировой культуре, которая была так недостижима, как заоблачные высоты, вдруг стало самым успешным русским искусством на Западе? Не социо-эротика бомжей, не рождественские живые картины из жизни даунов, не тонкая поэтика игры с садо-мазо тоталитаризма, а вот это непосредственное ощущение чуда от присутствия высокого? А вот смотрите – случилось. У нас на глазах.
Григорий Ревзин

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Никита Бирюков
Торговый центр с кинотеатрами и автостоянками на улице Сталеваров, вл. 16 (Москва)

   

31.08.2005 XIV-MMV
Андрей Боков
Офисный центр на Лесной улице (Москва)

   

31.08.2005 XIV-MMV
Виктор Быков
Жилой дом. Перекресток Горького и Провиантской улиц (Нижний Новгород)

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Борис Левянт
Административное здание с сервисно-складским комплексом (Москва)

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Михаил Скороход, Виталий Стадников, Олег Федоров, М.Канделаки
«Рациональная деревня». Конкурсное предложение

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Сергей Ткаченко
Общественно-торговый центр на площади Бутырской заставы (Москва)

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Никита Явейн
Проект кафе в парке им. В.И. Ленина в г. Выборге

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Ludi Architects

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Panacom
Жилой дом «Путь к реке»

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Валерий Кошляков
О возвышенном

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
DIA 2005
Алан Зильберштайн (промдизайн), Стефан Загмайстер (графический дизайн), Шулан Колатан (архитектура)

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Блошиный рынок
Алексей Дауман

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
Генуя обставляется не хуже Валенсии

   
 

31.08.2005 XIV-MMV
100% Дизайн
Том Диксон

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна