приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Владимир Седов
Площадь Императора Августа в Риме
XXII-MMVII - 11.12.2007

Дом на восточной стороне площади

Любой большой город и многие маленькие города имеют свои архитектурные реликвии. Вокруг этих реликвий организуются площади, первоначально стихийные, а потом и продуманные. Система архитектурных реликвий создает маршруты по городу, показывает предпочтения градостроителей и властей, участвует, в конечном счете, в создании образа города. Но бывают времена, когда и власти и архитекторы бросаются переделывать город – для того, чтобы «открыть» горожанам затаенные реликвии, для актуализации архитектурных чудес и святынь, скрытых наносами времени, людского небрежения или позднейшими эпохами и стилями, просто не замечавшими или не уважавшими святость самих этих святынь. Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore) в Риме появилась в результате такой «расчистки» городской ткани, осуществленной для того, чтобы одновременно раскрыть и обрамить архитектурный шедевр – мавзолей императора Октавиана Августа. Этот гигантский круглый мавзолей, называвшийся в римское время «гробницей Юлиев», был построен в 28 году до нашей эры молодым императором Октавианом – сразу после победы над соперником, Марком Антонием. римские императоры от Тиберия до Нервы были погребены в этом здании, когда‑то завершавшемся конической насыпью со скульптурой Октавиана Августа на вершине.

Улица Ара Пацис, ведущая к Корсо

Для идеологии Бенито Муссолини императорский Рим был основанием для восстановления империи и объединения нации. В какой‑то степени сам Муссолини мог отождествлять себя с Августом, устроителем империи и строителем мраморного Рима. Об этом говорит то внимание, которое сам Муссолини и власти Италии и Рима его времени уделяли памятникам, связанным с именем Августа. В 1934 году начались планомерные раскопки давно застроенного и перестроенного мавзолея, которые были завершены к 1937 году. В это же время к западу от мавзолея на берегу Тибра был собран из разрозненных по разным коллекциям фрагментов и из частей, найденных в специально предпринятых в районе Корсо раскопок, Алтарь Мира. Вся расчищенная площадь вокруг мавзолея была превращена в археологическую «зону Августа» (Zona Augustea), оформленную одним архитектором, Витторио Баллио Морпурго (1890–1966). Строительство самой площади и окружающих, формирующих ее зданий продолжалось с 1936 по 1940 год.

Мозаика Ф. Феррацци на фасаде северного корпуса

Баллио Морпурго решил пространство площади с помощью классицистического градостроительного приема. Это оформление сложного и стихийного пространства с помощью регулярных отрезков. Сложность при этом не уменьшается, но приобретает черты регулярности, а стихийность «обуздывается». Этот прием был изобретен, вероятно, еще в период ренессанса, а большое распространение он получил в период неоклассицизма XVIII – начала XIX века, когда с помощью такой дискретной регулярности оформляли площади вокруг средневековых соборов. В Италии так устроена площадь у собора в Орвьето, во Франции так сделали площадь у собора Нотр‑Дам де Пари, в России так спланированы площади вокруг древних построек (например – ивановская площадь Московского Кремля и Красная площадь). Эффектом таких градостроительных решений оказывается отстраненное, дистанцированное поклонение древности, когда дискретная регулярность и исторические реликвии с их хаотической композиционной логикой зримо разнесены между собой.

Общий вид северного корпуса и его фрагмент со скульптурным убранством

Сам мавзолей Августа, находящийся в углублении, образовавшемся после раскопок, расположен в неком центре несимметричной площади, ограниченной строгими фасадами симметричных корпусов. Со стороны Тибра площадь более открыта: сейчас здесь стоит павильон над Алтарем Мира, построенный Ричардом Майером, а в 1930‑е годы находился еще более легкий павильон самого Баллио Морпурго, воздвигнутый по указанию Муссолини над реконструированным Алтарем, «придвинутым» к мавзолею. Поскольку архитектору пришлось иметь дело с исторической средой, он не смог добиться полной «законченности» всей композиции. С одной стороны стоит один крупный блок, с другой, под прямым углом к первому, – другой, между ними видна выстроенная в это же время улица, ведущая по дуге к Корсо, одной из основных улиц центра Рима. С юга и востока ситуация сложнее всего: здесь сосредоточены три барочных храма. Архитектор включает в свою композицию алтарную часть огромной церкви Амвросия и Карла на Корсо, а два других храма объединяет двойной аркой перехода. В результате получается собранная площадь, в которой разнообразие «фасадов» не нарушает главной идеи: торжественного обхода вокруг мавзолея Августа и одновременно обрамления этого обхода. Архитектура двух крупных блоков-зданий, с севера и востока, построена на характерной для того периода игре в архаический монументализм. На фасадах сочетание римского травертина и кирпича (как фона, в боковых частях) создает ощущение традиционности, но с парадным, возвышенным оттенком. Это же ощущение поддержано ордерным языком деталей, мозаиками на патриотические темы, выполненными Ф.Феррацци, но особенно оно проступает в колоннадах первых этажей обоих зданий: они ритмично подчеркивают обход. Центральные оси обоих основных корпусов также направлены на мавзолей. В результате возникает совсем не отрезанное от города, но все же достаточно изолированное пространство, работающее как градостроительно оформленный реликварий под открытым небом: святыня помещена в центре, к ней обращены все взоры, она уважаема – в том числе с помощью своего ларца, своего вместилища, роль которого в данном случае играет площадь с подчеркнуто значительными фасадами.

Церковь Сан‑Карло выходит на площадь восточным фасадом

При Муссолини в Риме были расчищены значительные фрагменты античного Рима (Арджентина, театр Помпея), а кроме того, были проложены магистрали, позволившие раскрыть императорские форумы и соединить их с Колизеем, а также соединить Колизей и Циркус Массимус. Эти расчистки и прокладка осей сопровождались строительством новых зданий, организацией площадей и площадок с фонтанами. В целом это должно было сформировать новый Рим, который так и не состоялся, но без этих расчисток город был бы значительно сложнее и труднее. Среди этих градостроительных работ площадь императора Августа выделяется комплексностью подхода к реконструкции, бескомпромиссностью и законченностью того неоклассического решения, которое позволило подчеркнуть архитектурно чаемую Муссолини связь времен.

Вид южной части площади

Переход между храмами Сан‑Рокко и Сан‑Джироламо

вверх

 Вызов 

    
11.12.2007 XXII-MMVII
Ричард Майер
Музей Алтаря Мира в Риме
   
11.12.2007 XXII-MMVII
Григорий Ревзин
Руины Рима
   
11.12.2007 XXII-MMVII
Владимир Седов
Площадь Императора Августа в Риме
   
11.12.2007 XXII-MMVII
Николас Урусов
Оракул модернизма в Риме
New York Times – Architecture Review – 25/09/2006
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна