приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вызов

[ > Ответ ]

Григорий Ревзин
Обретение формы
X-MMIV - 26.04.2004

За Бакминистером Фуллером всю жизнь тянулась репутация авантюриста и обманщика, и хотя он, безусловно, не был таким, все-таки кое-что в его заявлениях очень на это похоже. Фостер с восторгом вспоминает, что первый вопрос, который ему задал Фуллер, когда он показал тому свою первую работу, был такой: «Сколько весит твое здание?» Он думал, рассказывает Фостер, о планете, о том, что вес, приложенный к одной точке земного шара, как-то его сместит. По Фостеру – вот он, пример глобального мышления, заботы о планете. А почему-то вспоминается барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя за волосы из болота вместе с конем, не правда ли? Современный архитектурный дискурс не допускает разговора о форме. Форма – самый спорный из архитектурных вопросов, а большие инвестиции не любят споров. Любой инженерный, любой технический, даже экологический вопрос выглядит как-то надежнее, как-то перспективнее с точки зрения возможностей достижения согласия. В результате архитектор оказывается в роли барона Мюнхгаузена, маскирующего сомнительными историями свои настоящие интересы. Потому что главный интерес этого небоскреба, разумеется, не в процентовке работы кондиционеров. Главное в том, что перед нами формальный прорыв. На мой взгляд, небоскреб по сю пору представлял собой один из самых тупых архитектурных жанров. Небоскребами в ХХ веке принято восхищаться, они символизируют технологический и экономический подъем государств, с ними связаны и надежды, и национальные амбиции, и т.д., но с архитектурной точки зрения хороших небоскребов не бывает, и причина здесь проста. У небоскреба нет пропорций. Вы не можете рассчитать размер входного портала или размер окна исходя из высоты небоскреба – это несоизмеримые величины. Цоколь у небоскреба в сто и в сто пятьдесят этажей – одной высоты. Если нет пропорций – то нет и архитектурной формы. Небоскреб представляет собой архитектурное образование без формы – у него есть только размер. Именно поэтому единственное сведение о небоскребе, которое всегда сообщается – его высота, и сортируются они по высоте, и запоминаются тоже. Здание без формы, но с размером на самом деле не настолько бессмысленная ситуация, как кажется на первый взгляд. Борьба с бесформенностью многоквартирного доходного дома является по сути главным стержнем эволюции гражданской архитектуры от Великой французской революции до сталинского неоклассицизма, где эта форма более или менее нашлась. Промежуточные шаги от средневекового замка к ренессансной вилле вплоть до Палладио дают нам примерно ту же картину архитектурной материи без архитектурной формы. Русское искусствознание очень долго билось над обоснованием тончайших закономерностей живописной композиции русских монастырей, но, на мой взгляд, разгадать это дело ему так и не удалось – сколько ни объявляй бесформенность особым типом композиционного видения, формой от этого она не станет. Так что сама ситуация, повторю, кажется мне не невозможной, а напротив того, достаточно типичной. И типичным для нее является вектор развития. Он заключается в постоянных попытках эту форму найти. То, что делает в этом здании Фостер – это как раз обретение формы небоскреба. Мысленно вы можете это здание вытянуть или, наоборот, сжать – и от этого начнет меняться угол спирали, форма и размер ромбовидных окон. То есть возникла соизмеримость частей и целого, возникли пропорции, возникла своя тектоника, это значит, что здание обрело форму. Что для этого потребовалось? На первый взгляд, прием основан на полном отрыве оболочки от внутреннего содержания здания. Колпак Swiss Re физически оторван от этажей, они никак не выходят и, что даже важнее, не могут выйти на фасад, потому что спиралевидная тектоника колпака не соответствует горизонталям поэтажных членений. Но, мне кажется, дело обстоит не совсем так. Что, собственно, оказалось необходимым для того, чтобы здание превратилось в этот самый «климатрофис»? Гигантское тело пустоты, соизмеримое по размерам с небоскребом целиком. В этом, собственно, весь фокус – здание небоскреба, оказывается, должно содержать в себе ничем не заполненное пространство, и это пространство сугубо функционально – им дышат. Именно его и оформляет своим колпаком Фостер.

Сечение через оболочку и междуэтажное перекрытие

Проблема бесформенности небоскреба заключалась в том, что его части – комнаты, кубики пространства – были не соизмеримы с ним целиком. В морфологическом смысле небоскребы обладали морфизмом простых животных, состоящих из огромного количества одинаковых клеток, что-то вроде медуз или червей (соответственно и не обладали формой). У них не было частей тела, соизмеримых с организмом целиком – рук, ног, спины, у них были только клетки живой массы и неразвитые каналы движения по телу в целом. Теперь эта часть тела – легкие – появилась, и организм структурировался. Так что обретение формы только на первый взгляд связано с освобождением оболочки от ее содержимого. На самом деле она – результат реструктуризации содержимого, самоорганизации структуры небоскреба в более сложный организм.

В этом плане следует говорить о том, что здание Фостера глубоко органично – оно отражает внутреннюю структуру того организма, который живет в нем, оно обладает соответствующими пропорциями и тектоникой. «Органичность» – слово из классического арсенала, оно означает соответствие архитектуры природе. И в этой связи стоит вновь вернуться к экологии. Не есть ли архитектурная экология на самом деле не что иное, как попытка из сегодняшней ситуации и с помощью сегодняшних технологий вернуться к идеалу классической органичности?

<<вернуться

вверх

 Вызов 

    

26.04.2004 X-MMIV
Норман Фостер. Башня Мэри-Экс, 30 (Офис компании Swiss Re)

   
26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Обретение формы
   
26.04.2004 X-MMIV
Как это делается у них
   

 Архив раздела

   

XXIX - MMIX

   

XXVIII - MMIX

   

XXIV - MMVIII

   

XXIII - MMVIII

   

XXII - MMVII

   

XXI - MMVII

   

XX - MMVI

   

XVIII - MMVI

   

XVII - MMVI

   

XV/XVI - MMV

   

XIV - MMV

   

XIII - MMV

   

XII - MMIV

   

XI - MMIV

   

X - MMIV

   

IX - MMIII

   

VIII - MMIII

   

VII - MMIII

   

VI - MMIII

   

V - MMII

   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   

I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна