Молочное производство в финляндии в Москве
|
|
СПЕЦПРОЕКТ 5x50
Владимир Плоткин:
«Хорошо спропорционированная длительность»
XV/XVI-MMV - 18.12.2005


Григорий Ревзин: В каталог
к своему 50-летию вы включили объекты только этого года.
То есть для вас 50-летие – не рубеж, а просто
текущий год?
Владимир Плоткин:
Точно не рубеж. То,
что сделано в этом году, естественно продолжает
предыдущие вещи, проекты сделаны на одном
методологическом принципе. Так что, с одной
стороны, за этим решением нет никакой концепции,
просто мои объекты, сделанные раньше, уже
известны, публиковались, а с другой – они ясно показывают мой
проектный метод и могут отвечать за предшествующий период.
То есть вы представляете не
столько объекты, сколько метод?
В определенной мере. на «Арх-Москве
– 2005» мы показали композицию, которую можно
назвать иллюстрацией метода. Матрицу, в чем-то
похожую просто на сетку координат, где по горизонтальной
оси отложены года. Но, естественно, многомерную,
выстроенную на наложении нескольких сеток. А
внутри этой матрицы появляются намеками
события отдельных проектов, которые я делал в это
время. Объекты разные, метод –
один, он распространяется на время, как на пространство.
Можно все-таки подробнее о методе?
Работа архитектора – это прежде
всего определение меры. Мерности многих полей –
функции, конструкции, технологий, экономики. Форма
мерности – сетка. Моя задача –
правильно наложить все эти сетки друг на
друга, найти их взаимные пропорции и пропорции внутри них.
Так возникает матрица пространства
жизни, многомерная матрица, где все сетки связаны
эстетическим принципом пропорции. Лучше
всего – просто золотым сечением. Это именно
многомерная матрица, архитектуры тут еще нет, есть
только мерность пространства, в котором она может
возникнуть. Сама архитектура – своего
рода событие, она в определенной мере случайна, как случайна
жизнь. она может занять какие-то ячейки матрицы,
может их пропустить, заполнение ячеек может быть разным
по плотности, по материалу, это в определенной
мере удовольствие – смотреть, как они заполняются,
здесь есть момент непредсказуемости. Случайность
в многомерной, хорошо спропорционированной
матрице закономерностей – это и есть архитектура.
А матрица бесконечна?
У нее, пожалуй, нет четкой
границы, она всегда больше, чем конкретный объект.
В той картине, которая была на «Арх-Москве»,
была попытка нарисовать матрицу тянущегося во
времени процесса. То есть это некая хорошо
спропорционированная длительность.





Комплекс офисных зданий (Москва, Бумажный проезд)
Архитекторы: В. Плоткин, С. Гусарев, А. Бутусов, Т. Малярчук
Предпроектные предложения
2005
Я спрашиваю вот почему. Так
получилось, что в этом году у вас много
градостроительных проектов. Морской
порт Петербурга, «Аэробус» – это ситуации,
когда ваши сетки распространяются уже на целый квартал. И
у них как бы исчезает форма, в смысле – исчезает внешняя
граница, остается только сетка.
Это вообще очень разные проекты. Морской
порт – достаточно традиционный проект. Здесь найдена
сетка квартала, в нее уложены очень разнообразные
функции, ну а кроме того, предложен мегаобъект. Я
подумал, что нужно создать архитектуру,
сомасштабную большому океанскому лайнеру. Так,
чтобы когда корабль вплывает в город, он не
был больше города. Возникло это
гигантское, около ста метров в высоту, здание. Уже
потом возник литературный, если угодно,
смысл – «окно в европу». И показалось интересным
сделать сцену в обе стороны – так, что
из лайнера ты видишь гигантскую стеклянную раму и в ней
город, а из города – море и в нем лайнер.
Мне, кстати, это решение кажется
вполне классическим – огромный водный партер, в нем
горизонтальный объем, в нем – город. Это
пространство с четкой иерархией, с ясно выраженным
центром, оно менее спонтанно, чем это бывает в
других моих проектах. И у главного
здания как раз есть четко читаемая форма.
А «Аэробус»?
В «Аэробусе» я хотел найти образ
современной архитектуры, соответствующей как масштабу
мегаполиса, так и масштабу заказа.
У нас была такая архитектура в сталинских высотках,
в некоторых объектах 70-х гг., а в 90-е она
пропала. Я думаю, что если у нас
десятимилионный город, то это как-то должно выражаться в
архитектуре. Отсюда корпуса
высотой 120 метров и длиной в полкилометра. Что
касается их внешней границы, то мне кажется, что
когда мы имеем дело с такими мегаобъектами, то
здесь вообще все меняется. Это скорее уже факты
ландшафта, чем архитектурные формы. И
если взять, скажем, взгорье, обрыв
у реки, то ведь его форма определяется не внешними границами,
а какими-то отношениями частей внутри него. Это
пропорции вне внешних границ, это особая
задача – пропорционирование внутри открытого
целого. Вот это и было предметом
поиска.
На вашей «хорошо спропорционированной длительности»
на «Арх-Москве» в районе
2004-2005 годов появляется такой витальный извив сетки.
Вы увлеклись нелинейной архитектурой?
Ну, раз весь мир движется в
сторону нелинейности, мне показалось необходимым это
опробовать. Не то чтобы меня
увлекала нелинейная форма, но мне было интересно,
может ли она существовать в рамках
моей матрицы, насколько она в нее вписывается.
Мне кажется, что вписывается, что
это в принципе возможно. Можно даже
сказать чуть больше: в ней возникают свои
соотношения, свои пропорции, и следовательно, и здесь
форма может быть сделана хорошо и плохо,
может быть элегантной и вульгарной, здесь есть, что искать.
То есть дальше нам следует
ожидать нелинейной архитектуры от Плоткина?
Это скорее было изучением возможности.
Таких проектов у меня нет, и я не
думаю, что они в ближайшее время появятся.
далее>>
вверх
|
 |
|