|
|
СПЕЦПРОЕКТ
Григорий Ревзин
5x50
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
В этом году у пяти ньюсмейкеров журнала
«Проект Классика» пятидесятилетний
юбилей. Мы представляем их каталоги
в виде спецпроекта.
Бориса Левянта процесс проектирования
интересует как модель устройства бизнеса. За этим стоит серьезная концепция.
Ученик Алексея Гутнова, Левянт считает
архитектуру прежде всего не формой, но
деятельностью, а финансовый поток –
мерой этой деятельности. Сам перевод
архитектуры как деятельности в парадигму современной экономики является
проблематичным, Левянт эту проблему
решил. Качество архитектуры оказывается для него качеством экономики
проекта. Бывают финансовые потоки
колхозного рынка, бывают – лондонской
фондовой биржи, у них один предмет –
деньги, но разная культура обращения
с этим предметом. Именно в этом Левянт
видит отличия нашего проектирования
от западного. Повышая уровень культуры финансовых инструментов, Левянт
пытается повысить уровень качества архитектуры. Получается.
Алексея Бавыкина архитектура
интересует как проекция национальной
и личной идентичности. Он понимает
себя как продолжение континуума российской культурной империи, считает
авангард, в том числе и архитектурный,
сравнительно изолированным порождением и выражением этой империи. Свои
объекты он располагает не столько в конкретном пространстве, сколько в этом
континууме. Западная архитектура его
мало интересует, он воспринимает ее
как чужую и лично ему не нужную. Он
пытается стать мастером в ряду, начало
которого – мастера АСНОВА и Мельников.
Получается.
Николай Лызлов понимает архитектуру как сад, который растет сам. Вопрос
первоначальной рассады является для
него делом настолько личным, что он
фактически отказывается его обсуждать.
Говорить он готов только о функции садовника и сторожа. Он охраняет периметр
сада от возможных недоброжелателей
и следит за тем, чтобы растения получали
все необходимое. Возможное влияние
творчество всех других архитекторов – как
русских, так и западных, как прошлого,
так и настоящего – он воспринимает как
нежелательное воздействие, способное
повредить его растения. Пожалуй, трудно
довести идею органической архитектуры
до такого предела. Но у него получается.
Сергей Скуратов считает, что архитектор – это художник. Здание должно
быть проекцией его самого, его уникальности, это отклик его ума, души и рук на
ту возможность создать произведение,
которую предоставила ему судьба. Это
творчество по принципу «на стекла вечности уже легло мое дыхание, мое тепло»,
и возможности вмешаться в это творчество крайне ограничены. Во всяком случае,
субъективно такой художник полностью
отрицает возможность влияний других
архитекторов, если такие влияния и были,
то он настолько глубоко пропустил их
через себя, что уже воспринимает их как
внутренние импульсы. Как можно адаптировать столь чистую романтическую идею
художника к современному строительному
рынку, уму не постижимо. Но у него получается.
Владимир Плоткин – математик
в пифагорейском смысле. Мир он видит
как соотношение чисел и геометрических
логик, а хорошие пропорции воспринимает как добро и истину. Соответственно,
свою цель он понимает как превращение функциональных, экономических,
технологических, экзистенциальных
аспектов архитектуры в геометрические
абстракции, которые должны быть спропорционированы. Впрочем, он достаточно
толерантен для того, чтобы впустить в свои
упорядоченные сетки естественный хаос
жизни. Античная геометрия не смогла
решить задачу квадратуры круга – каким
образом можно надеяться на решение
задачи по превращению Бытия в хорошо
спропорционированную матрицу, непонятно. Но у него получается.
Финансист, фундаменталист, садовник, художник и математик. Архитектура
есть деньги, культурная традиция, растение, произведение и пифагорейская
гиперматрица. Последние пятнадцать лет
принято сетовать на то, что теория архитектуры в России больше не развивается,
все заняты конкретным проектированием и перестали думать надо основанием
своей деятельности. Неправда. Это пять
оригинальных концепций архитектуры,
они родились именно здесь, именно
в последние пятнадцать лет, и исходя их
принципиально новой для России архитектурной практики.
вверх
|
|
|