приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XV/XVI-MMV - 18.12.2005

РЕФОРМАТОР ПО ПУТИ НА ИСПОВЕДЬ

Александр II стоит с западной стороны Храма Христа в откосе, оставшемся от бассейна «Москва», на гранитной площадке. Император в горностаевой мантии, опирается на правую ногу, левая согнута в колене, руки по швам, за ним большая мантия, украшенная бронзовыми червячками, изображающими хвостики горностая. Сзади императора полукруглая колоннада, обрушенная по краям, подобно тому, как сделана Чарльзом Камероном колоннада Аполлона в царском Селе. По сторонам от колоннады – два льва, грозно рыкающих в сторону галереи художника Ильи Глазунова. Сам император стоит на круглом постаменте, на котором поименованы его деяния. «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провел военную и судебную реформы. Ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 марта 1881 года в результате террористического акта». Сзади памятника тоже есть надпись: «Сооружен на средства московского правительства и московских предпринимателей». В нашей новой истории монументальной пропаганды Александр II занимает особое место. До сих пор в инициативах по возведению памятников у нас в основном были замечены лица государственно-патриотических взглядов – от самых радикалов, как Вячеслав Клыков, до патриотических центристов. Новый император – редкое детище право-либерального ваяния. Идея возвести его принадлежит Борису Немцову, он обратился с этой инициативой к Юрию Лужкову в 2002 году, он же собрал группу заинтересованных предпринимателей, которые дали средства на памятник. Первоначально предполагалось, что это будет дар от партии СПС городу Москве, в итоге не обошлось без московского бюджета, выделившего на строительство памятника около 2 млн. долларов. Художественную сторону дела утверждали весьма достойные люди – Борис Немцов, Альфред Кох, Эдвард Радзинский, Леонид Парфенов, Максим Соколов, Владимир Соловьев, Алексей Кара-Мурза. Они и выбрали из двух вариантов памятника (один принадлежал Вячеславу Клыкову, другой, победивший – Александру Рукавишникову, трое скульпторов – Зураб церетели, Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин – отказались участвовать в конкурсе). Интерес Союза правых сил к фигуре Александра II более чем понятен. Реформы – раз, мир на Кавказе – два, национальная идея – три. Плюс погиб от теракта, что актуально. Но вот вопрос о том, как выразить такую кучу значений пластическим языком бронзы не только не вполне понятен, но даже и как-то рискован. Все это не умещается в одном императоре и из-за этого его пришлось растянуть. Он очень длинно выглядит. Вот лицо, дальше грудь в орденах, дальше живот, и уже пора бы появляться ногам, но живот все длится. Сочетание рук по швам и опоры на одну ногу сообщает фигуре какую-то неуверенность позы в районе бедер, какую-то даже незащищенность, которая бывает у очень долговязых, но развинченных людей. Кажется, что скульптор, передав в области груди тему военной славы, далее решил сообщить императору некую хрупкую трагичность, как бы намекая на грядущий теракт (ноги царю-освободителю оторвало революционной бомбой). Впрочем, теракт в основном передан обломанной колоннадой. Освобождение крестьян в этой ситуации, видимо, следует отнести к лицу, доброму, но экстатически устремленному. С таким выражением некоторые мужчины смотрят на очень понравившихся им женщин, и можно даже подумать, что определенную роль в решении скульптора сыграло изображение любви императора к княжне Долгорукой, переданное средствами телевизионного сериала «Роман императора». Но поскольку перед нами эпоха, когда, по выражению поэта Некрасова, «как женщину он родину любил», то это можно, к крестьянству такое лицо тоже подходит. Совершенно, однако же, неясно, причем тут львы. Почему они повернулись к императору задом, а к галерее Глазунова передом? Кавказская война? Пушки к бою едут задом? В поисках значения задних львов я обошел весь памятник, и тут многое разъяснилось. Дело в том, что император, как ясно видно из задней точки, идет к храму, собственно, к Храму Христа. Идет он, руки по швам, одна нога у него согнута не в знак покоя, а в знак движения, и вся неуверенность позы проистекает именно отсюда. Потому что он как бы и марширует, руки по швам, однако ж маршировать к храму как-то небогобоязненно, так что вместо маршевых движений ноги производят смиренное семенение. Вот, император, значит, пошел к храму, а львов, которые традиционно играют роль оберегов, Александр Рукавишников трактовал в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. Как секьюрити. Очень жизненная ситуация – идет высшее лицо государства в храм, помолиться, а на дверях, натурально, остаются два мордоворота и на всех рявкают. На самом деле, конечно, не два, но больше не влезло. А он, значит, как бы весь устремляется к храму, своей долговязой нескладной фигурой как бы выходит из горностаевой мантии, оставляет весь груз государственного величия (мантию и этих львов) и идет как бы один, как простой человек, к алтарю. В последнее время замечено, что высшие лица государства в этом движении действительно приобретают какую-то нелепость в фигуре и неуверенность в движении, а иные даже мельтешат и семенят. Правда, многие считают, что это происходит в силу непривычности для них процедуры, через которую ранее, до восшествия на высший пост, им проходить не приходилось. Естественно, смущаются, потому что ведь непонятно, как ходить. Вроде торжественно, то есть маршем, но и богобоязненно, по-мелкому и тихо. Однако ж Александр Рукавишников утверждает, что и православный император, с младенчества посещавший церковь, тоже в этот момент нервничал фигурой и походкой и делал такое лицо, будто смотрит на княжну Долгорукую. В чем, собственно, и проявлялась серьезность императорского религиозного чувства, согревавшего, как выясняется из данного монумента, его либеральные замыслы. В общем, есть шероховатости. Но, положа руку на сердце, кому вообще удавалось убедительно изобразить либерала, идущего в православный храм, чтобы получить благословение проекта реформ в области местного самоуправления, городских дум и земских управ? Да хотя бы в области электроэнергетики или даже в нижегородской области? Даже самим либералам из самих себя пока не удалось изобразить ничего путного. Что ж тут винить скульптора?

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Офисная мебель современного рационализма

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Размышления над SMS-кой
Рон Арад в Музее архитектуры

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Скульптура Даши Намдакова

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Римские архитекторы эпохи студенческих революций

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Реформатор по пути на исповедь

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна