|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД SMS-КОЙ

Рон Арад в Музее архитектуры

В Музее архитектуры имени Щусева прошла выставка знаменитого британского
дизайнера Рона Арада. Он представил свою коллекцию из кориана, синтетического
материала, продвигаемого фирмой DuPont. Рон Арад учился в Лондоне в
Архитектурной Ассоциации (АА) у Питера Кука. Сегодня выпускники этой школы во
главе с Захой Хадид захватили положение звезд европейской архитектуры и
дизайна. У нее очень узнаваемые характеристики. Во-первых, позиционирование
себя как авангарда. Во-вторых, ориентация на рынок роскоши – мастера, вышедшие
из АА, любят создавать вещи с эпитетами «уникальный», «эксклюзивный» и т.д. и
работать с пафосными марками. В-третьих, внедрение в дизайн немотивированных
полетов фантазии – криволинейных форм, неожиданных материалов, непривычных
способов использования вещи, так что в целом продукции этой школы присуща
некая барочная избыточность предмета, причем в этой избыточности ощутим
привкус опасности соседства с ним. В-четвертых, активное использование
эпатажных ходов, когда в гламурную вещь вводится нечто намеренно неприятное,
чтобы публика не расслаблялась. Все эти характеристики идеально подходят к
Рону Араду. В его активе – работа с Ямамото и Мазерати, а сейчас в Москве
показан дизайн для Дюпона. Прославился он стальными стульями. Первый из них –
так называемый «хорошо закаленный стул» – это пышное барочное кресло из
нержавеющей стали, на которое если сядешь, не порежешься, но больно будет. Это
– кресло руководителя, а стулья для сотрудников выполнены из листа
проржавевшего металла, согнутого зигзагом четыре раза – спинка, сиденье, нога,
устой. Ясная мотивация карьерного роста – если будете хорошо сидеть, мы вам
стул отшлифуем. На выставке в Музее архитектуры Рон Арад представил две
коллекции. Одна – мебели из кориана – была впервые выставлена в Милане на
мебельном салоне 2004 года и с тех пор хорошо известна всем заинтересованным
лицам. Это узкие полоски, напоминающие то, что получится, если разрезать
пирожное марципан с ореховой начинкой, которой мало. Как бы кругло, скорее
даже овально, а внутри – дырка, где должна быть начинка, но ее нет. Только у
Рона Арада не один овал, а два, и они соединены на манер крыльев бабочки или
очков. Один овал для сидения, второй для спины. Из-за того что кресло очень
узкое, оно работает как гимнастический снаряд наподобие «козла» – сесть на
него почти невозможно. Фотография Рона Арада, который полулежит в этом кресле,
демонстрируя прекрасную физическую форму – сильно напряжены мышцы шеи,
плечевой пояс и пресс, опора на две точки (локоть и сжатую ягодицу), ноги
висят в воздухе для сохранения равновесия (кресло качается), – обошла все
журналы. Кресла Рона Арада ясно демонстрирует смену гламурных ценностей. Если
раньше это был релакс, то теперь фитнесс, фитнесс и финтесс. Вторая часть его
экспозиции – люстры Swarovsky, которые выглядят совершенно как хрустальные
чешские, 70-х гг. Одна из них – несомненно лучшая – уже показывалась в Москве
на выставке «100% дизайн». Это хрустальная спираль, на которую можно посылать
SMS-сообщения. В форме есть определенное сходство с райкомовскими люстрами
70-х гг., но тут следует оценить, как работают SMS-ки. Когда SMS-ка медленно
бежит по люстре, сквозь переливающийся свет, в ней появляется нечто
сакральное. Я никогда не видел так много людей, так вдумчиво и поглощено
вместе читающих SMS-ку. В этом было что-то от молитвы. Вот бы ее действительно
повесить в 70-е гг. в зале заседаний в райкоме! Чтобы все вокруг нее сидели, а
в ней бы медленно скользило: «Ленин с нами». Глядишь, советская власть
удержалась бы.

вверх
|
 |
|