|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
РИМСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ ЭПОХИ СТУДЕНЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

Паола Д’Эрколе. Без названия. 1976

В Музее архитектуры в Москве в июне-августе прошла выставка «Римские
архитекторы XX века: группа «Лабиринто» и мастерская «Лаборатория»». Это
ретроспективная экспозиция, представляющая творчество пяти итальянских
архитекторов – Паоло Мартеллотти, Паолы д’Эрколе, Джузеппе Маринелли, Пии
Паскалино и Антонио Перничи. Все они в 1969 году объединились в группу с
названием «Лабиринт», намекавшим на мифическое первое произведение
архитектуры, лабиринт на Крите. В рамках осознания старой архитектурной
мифологии и создания новых форм как новой мифологии и прошло десять лет
существования группы (1969–1979). Следует сказать, что в 1960-е гг. таких
групп было несколько, они возникали на той революционной волне, которая в
Италии проявилась в бунте студенчества в Римском университете в 63 году (наши
герои в них участвовали) и как будто подошла к кульминации во время
французской полуреволюции 68 года. Все в это время искали нового, это новое
было почти обязательно левым, новаторским и авангардистским. Римские
архитектурные группы тогда напоминали кружки по интересам, главным интересом
была архитектура современности – и ее изображали в графике. Группа «Лабиринто»,
куда вошли названные архитекторы, в 1970-е годы осталась одна. Она пошла по
новому пути: ее участники уже не бунтовали и не мечтали, а пытались усложнить
архитектурный язык модернизма, который к тому времени казался бедным. Поставив
себе такую задачу, они принялись вполне по-научному экспериментировать с
тенью, с горизонтом, с поверхностью, с масштабом, а во время каждого
эксперимента фотографировали и даже снимали на пленку свои занятия.
Результатами этих экспериментов была и особая атмосфера (ее попытались
воссоздать на выставке с помощью фото и видео), и, прежде всего, графика.
Следует сказать, что при общности идеологии и единых программах экспериментов
(здесь лидером был Мартеллотти) графика каждого участника получилась разной:
рассудочной и фантастически сложной по пространству – у Мартеллотти,
живописной и загадочной (при потерянных границах пространства) – у д’Эрколе,
шутливой и графичной – у Маринелли, подвижной и яркой – у Перничи, и, наконец,
женственной и почти манерной – у Паскалино. Но вместе эти вещи производят
поразительный эффект: эксперименты породили фантазийную графику, в которой
линии, цвет, раскраска – все узнаваемо, все отличимо от современников. Каждая
вещь как будто кричит: «это группа «Лабиринто»!это фрагмент того
эксперимента!» Переданные специфическими графическими средствами формы,
«изобретенные» в 70-е годы, способны воплощаться в объемах, в зданиях. С верой
в это после распада группы «Лабиринто» двое из ее участников, Мартеллотти и
Паскалино, создали мастерскую «Лаборатория». Она пережила тяжелые для
выбранной стилистики годы постмодернизма и построила несколько заметных
зданий, среди которых выделяется муниципальный центр во Фьюмичино – пример
переноса «бумажных» форм в композицию реального здания.

Паоло Мартеллотти. Перверсия. 1978

Джузеппе Пия Паскалино. Промежуточное здание. 1977

Антонио Перничи. Без названия. 1979

Джузеппе Маринелли. Без названия. 1978

Паоло Мартеллотти. Деревья. 1977

П. Паскалино, А. Ансельми, М. Кастелли, Н. Руссо
Муниципальный центр в Фьюмичино. 1996–2003
вверх
|
 |
|