|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина
IX-MMIII - 14.01.2004
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО

Жилой дом в Хлыновском тупике, вл. 4 (Москва)
Архитекторы: Сергей Ткаченко, Н. Рыбин, И. Л. Шевченко
(Архитектурная мастерская С. Б. Ткаченко)

Участок, ограниченный с запада линией застройки Хлыновского тупика, представляет собой
два исторических землевладения, находящихся на территории,
некогда носившей название Белого Города. Застройка здесь
разноэтажная и разностильная. Высокие доходные дома соседних
домовладений и новый гостиничный комплекс ограничивают зону
видимости проектируемого дома. Таким образом, здание будет
хорошо просматриваться только с ближайшей к Кремлю части
Никитской улицы и из узкого устья Хлыновского тупика. Так что,
желание городских властей и заказчика видеть на этом месте
«консервативный» дом вполне понятно. На сегодняшний день у нас
существует два варианта объемно-пространственного решения дома.
Первый – асимметричный – разработан на основе визуального
восприятия здания со стороны Большой Никитской – единственного места, откуда объем воспринимается во всю высоту. С этой
точки западный фасад виден в сильной перспективе под острым
углом и решается нами в виде криволинейной в плане стены,
вывешенной над высоким первым этажом на пилонах. В южной
части эта «парящая» стена выступает за линию застройки, а затем
уходит от нее вглубь участка, поворачивает на северо-западном
углу здания и формирует здесь овальный эркер, открытый на
Большую Никитскую. Объем этого эркера становится одновременно
и композиционной доминантой всего Хлыновского тупика.
В отличие от плотной «упругой» архитектуры западного фасада,
части объема, обращенные на север и восток – прямоугольные и прозрачные, за счет больших окон и остекления лоджий.
Во втором – симметричном – варианте здание имеет ярко выраженную центральную поперечную ось
и компонуется из двух массивных объемов сложной в плане четырехлепестковой конфигурации,
соединенных между собой колоннадой, развивающей архитектурную тему первого прямоугольного
этажа-стилобата. Здесь упор сделан на возможность восприятия идущими мимо людьми силуэта всего здания, подчеркнутого
развитыми кессонированными карнизами боковых элементов.
Следует отметить, что стилевое решение фасадов обоих вариантов основывается на трансформации мотивов классической
и ренессансной архитектуры, трактуемых не в рамках тектоники
здания, а в качестве декоративно-дизайнерских решений элементов
композиции. Надо заметить, что классические заимствования,
бывшие обязательным условием заказчика, показались нам правильными и уместными для нового
здания в такой части города.


вверх
|
 |
|