|
|
Аарон Бецки: «Умелых и
хитроумных стилизаторов у вас хватает»
VIII-MMIII - 27.11.2003
Эксперт Премии инновационного дизайна в области архитектуры,
один из самых известных на сегодняшний день архитектурных
критиков, директор Нидерландского института архитектуры
в Роттердаме, автор книг и публикаций о звездах мировой
архитектуры, Аарон Бецки дал интервью главному редактору ПК
Григорию Ревзину
Жилой загородный дом «Блин»
Авторский коллектив: А.Савин, М.Лабазов, А.Чельцов, А.Вейс, В.Гельфанд,
Е.Акимова, К.Поспелов, Д.Балдин, В.Мун, У.Пехова, А.Бочков «А-Б» (Москва)
Нашли ли вы что-то подлинно инновационное в России?
Да, пожалуй. Хотя должен признаться, что работы, которые я
счел наиболее интересными – те, которые не пытаются выглядеть
радикально новыми, а используют существующие структуры и традиции, трансформируя их в нечто
новое. Ну, скажем, автор, который использует формы традиционной
русской постройки из бревен. И еще проекты, где архитектор
смотрит на постройки, которые люди кое-как сделали сами из
чего попало, документирует эти структуры и переосмысляет их –
это тоже довольно притягательно.
Слева. Новая экология
Авторский коллектив: К.Ларин, А.Богодух, А.Колганов, «Прогресс 88»
(Москва)
В центре. Клуб «Кокон»
Авторский коллектив: В.Кузьмин, В. Савинкин, «Савинкин/Кузьмин»
(Москва)
Справа. Дом... свободный от мусора
Авторский коллектив: Н.Белугина, Н.Сутягина, А.Крылов, М.Черкасова,
«arch.vision» (Москва)
А если апеллировать к вашему опыту как куратора: вы видите
в русской архитектуре что-либо новаторское, что как-то помогло
бы ей встроиться в международный процесс?
На каком-то формальном уровне здесь проблемы нет, потому что
умелых и хитроумных стилизаторов у вас, как я вижу, хватает. Но,
видите ли, я никогда не ценил новизну ради новизны. И поэтому
предпочитаю говорить не о новациях, а об эксперименте, удачном
или нет, но самостоятельном. Мне приходится быть членом жюри
Премии Миса ван дер Роэ, и там у нас политика очень четкая:
мы почти никогда не выбираем здания в традиционном смысле,
здания-объекты, которые про себя говорят: «Глядите, вот я такое из
себя здание». У нас в качестве финалистов проходят здания
очень широкого диапазона – от реконструкций музеев, потому что
здесь сама задача для архитектора сложнее и интереснее (см.,
например, реконструкцию пинакотеки в Сан-Паулу, ПК
№4 – Г.Р), до социального жилья, которое может быть фрагментировано
и разбросано. Ведь это и есть архитектура – переделывание,
переформировывание, переосмысление существующих условий.
Так что, мне кажется, нельзя просто взять из журнала какую-нибудь причудливую загогулину,
которая построена где-то в Англии, и просто перенести ее в Россию,
надо вместо этого внимательнее посмотреть на то, что есть тут.
Слева. Музейная экспозиция «Видевшие лики
Тарн»
Авторский коллектив: А.Кочуркин, И.Шульгин (Москва)
Справа. Ресторан «Трибуна»
Авторский коллектив: Н.Джапаридзе, Д.Подъяпольский, П.Панов,
А.Кирьянов, Л.Ватейшвили (Москва)
То есть именно в самобытности вы видите путь, который может
обеспечить российской архитектуре мировое признание?
Конечно, это же самое интересное. И это осознание, мне кажется,
обязательно утвердится со временем и у вас. Насколько я
понял, в России просто периодически бывают волны разных
настроений. Вот была первая волна – после перестройки
– отвержение всего, что было в советские времена. Потом была
вторая – ностальгия. Людям захотелось в прошлое вернуться.
Но они воссоздают это прошлое самым топорным образом, а ведь
нельзя же вот так заново вылепить минувшее, это не работает.
В то же время, будучи в Москве, я понял, что это изначально
невероятно коллажный город. Это удивительно, как архитекторы,
уже с начала XIX века, все время комбинировали разные стили,
разные способы строительства, разные теоретические подходы
к построению композиции в одно очень театральное архитектурное
целое. Сам я, однако, не видел еще здесь архитекторов, которые
бы на этот доставшийся от прошлого коллаж отзывались иначе,
чем весьма поверхностно. Но, может быть, среди тех архитекторов, которых я не знаю, есть
люди, способные сделать что-то столь же самоуверенное и
сильное, как павильоны метро – используя современные
технологии и современные архитектурные формы. Это было
бы восхитительно.
Слева. Частный жилой дом «Меганом»
Авторский коллектив: Ю.Григорян, А.Павлова, И.Кулешов, П.Иванчиков,
«Проект Меганом» (Москва)
В центре. Интерьер офиса BBDO: фабрика идей – архитектура черепной коробки
Авторский коллектив: Б.Бернаскони, С.Морей, «Группа а_0» (Москва)
Справа. Летняя школа-мастерская «Педагогическая машина»
Авторский коллектив: А.Ермолаев, М.Соколова, С.Тарасова, К.Шулика,
«Мастерская-ТАФ» (Москва)
Отсюда в западной архитектуре нам видны в основном звезды
– Фостер, Заха Хадид, теперь вот еще Либескинд. И за последние
десять лет этот перечень не очень-то меняется. Как вы думаете, с
этим что-то произойдет?
О да, уже происходит, и это мне очень любопытно. Те имена,
которые вы назвали, в те времена, когда я учился, были именами
молодых бунтарей. А теперь им за 50, у них огромные офисы, большие респектабельные заказы
и так далее. После них успело подрасти по крайней мере три
поколения. Винни Маас, человек одного из этих поколений,
назвал его «generation 1.0»; это поколение, которое дорвалось
до крупных проектов в начале века. Во-первых, это поколение
изначально приняло компьютер, для них он – органическая часть
жизни, и это, конечно, сильно сместило акценты. Затем, то
поколение, о котором вы говорите – это в большой степени люди
1968 года. И потому это двойственные фигуры, поскольку, с одной
стороны, им свойствен революционный порыв (и попытки этот
порыв до всех донести), а с другой – некоторый приобретенный
цинизм по отношению к тому обществу, в котором они в конце
концов оказались. А вот для следующего поколения 1968-й –
это что-то из раннего детства. Они воспитаны возрождением капитализма со всеми его достоинствами
и недостатками. И, мне кажется, это побуждает их искренне
реагировать на глобализацию капитализма и на тот чудовищный
наплыв тиражированных образов, которые ею порождаются. В
этой ответственности – их сила, поэтому смена поколений здесь
неминуема.
Вы были в Петербурге, где принимали участие в дискуссии
по поводу нового Мариинского театра. Какое мнение сложилось
у вас относительно тамошних архитектурных инноваций?
Прежде всего, я не могу сказать, что очень хорошо знаю Петербург,
я там провел всего-то несколько дней. Тем не менее, я понимаю,
что новый Мариинский театр – это отличная возможность для
Санкт-Петербурга приобрести нечто крайне важное для
нынешнего образа города. Ведь в этом образе должно быть
не только что-то застывшее и парадное; Петербург, мне кажется,
трудно себе представить без неопределенности, зыбкости,
там ведь архитектура вырастает на болоте. Это нужно поймать,
нужно сделать такую архитектуру, которая бы полностью раскрывала
потенциал театра не только как места для представлений, но и как
персонажа, действующего лица, которое вплетено в городскую
ткань и участвует в общей игре города. И еще: это здание восстанавливает Новую Голландию как
средоточие некоей общественной культурной жизни. Это весьма
разумно. Нужно понимать, что такие города, как Петербург,
Амстердам – да и, в сущности, любая другая столица мира – ныне
функционируют в значительной части как репрезентация того,
на что этот город хочет быть похож. И именно это, если хотите,
идеальное «Я» завлекает в исторический центр туристов и тех
горожан, которые все больше перебираются в пригороды,
потому что им хочется выяснить, какой же он, этот город, на самом
деле. А культурная жизнь в этой репрезентации очень важна.
Чем вам запомнилась сама дискуссия?
Беспокойством, которое там царило. Было страшно много
беспокойства из-за того, нужно ли устанавливать какие-то очевидные
связи между культурным наследием Петербурга (которое
для большинства символизируется Эрмитажем да старым зданием
Мариинского театра) и тем, как может выглядеть будущее. У меня
возникло чувство, что до недавних пор единственной приемлемой
стратегией было – всякую новизну подавать таким образом,
что она выглядит слабеньким повторением чего-то старого
и проверенного. А это вряд ли правильный образ мыслей.
далее>>
вверх
|
|
|