|
|
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004
Неоренессансный резной
шкаф.
Гийер и Пасти, 1867
В интерьере это очень торжественный, мужественный, ко многому обязывающий стиль, он уместен только в дворцовых залах, но их, в свою очередь, он
превращает в походные шатры, а вас – в
марширующих легионеров. Его творцами
считают архитекторов и декораторов
Шарля Персье (1764–1838) и Пьера-Франсуа-Леонарда Фонтена (1762–1853),
именно они оформляли резиденции
Наполеона и Жозефины Богарне. Ведущими реализаторами-мебельщиками оставались братья Жакоб, а также Франсуа-Оноре Жакоб-Демальтр и знаменитый
бронзовщик Пьер-Филипп Томир. В 1801
году Персье и Фонтен издали свои проекты
мебели и убранства интерьеров, и вся
Европа уже не видела ничего, кроме
колонн, сфинксов, орлов, крылатых Ник,
ликторских пучков и античных герм. В
России выдающимся создателем ампирной
мебели стал Карл Иванович Росси.
Неорокайльный письменный стол с китайским
лаком, 1860
Комод с китайским лаком.
Анри Дассон, 1882.
Точная копия комода
эпохи Людовика XVI
работы Мартена Карлена
Эта мебель не озабочена проблемой
удобства (хоть в обиход вошло много
новых типов мебели, например, стоячие
зеркала-psyshe, туалетные столики-athenienne,
геридоны, жардиньерки). Она массивна, прямоугольна, покрыта бронзовыми накладками, мраморными досками,
нередко включает в себя целые фигуры богинь, кариатид, фантастических существ.
Казалось бы – где же французская утонченность и тяга к комфорту? В ампирной
мебели их можно не искать, и тем не менее
это потрясающая мебель. Своей величавой
изощренностью она бесконечно превосходит реальные античные прототипы, но
если в декоративном искусстве могло быть
создано что-то равновеликое классической
архитектуре, то это именно ампирная
мебель. Причем опять же своими собственными средствами выразительности, хоть и
значительно обогатившимися за счет
архитектурно-археологических штудий.
Эта интерпретация классики – значительный вклад французской культуры
в мировую классическую традицию.
Благородство той эпохи запечатлели для
нас не только литературные источники –
эти вещи, и еще портреты кисти Давида,
переводят авантюрную фигуру карьериста-корсиканца в ранг мифологизированных светониевских двенадцати цезарей.
Ар нуво
Банкетка резного дерева
и тисненой кожи.
Эктор Гимар, 1897–1898
После 1815 года, в период реставрации династии Бурбонов, ампир не исчезает, но движется в сторону упрощения,
облегчения форм, смягчения линий. В
XIX веке в европейской культуре появляется новый главный герой – буржуазия,
она теперь диктует свои вкусы королям,
больше ценя качество, чем новизну, выше
ставя комфорт, чем репрезентативность. В
Германии и Австрии в 20-30-е годы XIX
века складывается стиль бидермайер,
когда на смену роскошной дворцовой
мебели для аристократии приходит лаконичная по формам и не столь дорогая по
исполнению мебель для среднего класса.
Эта мебель, тоже неоклассическая, гораздо менее пафосная, более легкая и камерная, чем ампирная, ее линии плавно
изогнуты, углы скруглены, декор используется меньше, зато начинает цениться
открытая фактура дерева, особенно светлого, снова актуальны удобство и уют.
Бидермайер был охотно принят в России
(строго говоря, большинство из того, что
принято называть ампирной русской мебелью, скорее относится к бидермайеру).
Этажерка орехового дерева
с бронзой и перламутром.
Эмиль Галле, 1900
Романтический интерес к прошлому,
характерный для XIX века, будь то «готическое возрождение» в северных странах
или возвращение к стилям XVIII века во
Франции, не отменил эту стилистику, в
век эклектики она оставалась неким
камертоном, генетической памятью о
«настоящей», традиционной мебели, классическая простота и элегантность которой
не подвержены сиюминутной моде; через
сто лет она удивительным образом возродится в формах Ар деко. Во Франции 30-40
годы – период правления Луи-Филиппа, и
одноименный стиль мебели дает первые
образцы еще довольно сумбурного
исторического стилизаторства. Но предоставив столичной элите увлекаться стилизациями, эта классицизирующая традиция перешла в более низкий слой культуры, утвердилась в провинции, став той самой «фамильной» французской мебелью,
чьи ясные, гармоничные, сдержанные
формы существуют как бы вне времени, и
которую мы так ценим по сей день.
В Париже тем временем одна волна
подражания прошлому сменяла другую –
эту череду пассеистических увлечений называют периодом «возрожденных стилей», или даже «возрожденными Людовиками», так как чаще всего объектами
подражания становились два предыдущих «золотых» века французской культуры со
всеми их королевскими именными стилями, хотя и без соблюдения хронологической последовательности, и даже по
нескольку раз. Каждый стиль оказывался немножко «исправленным» XIX веком,
это выражалось в уменьшении масштаба мебели (она изготовлялась уже не для
дворцов), использовании других тканей в обивке (теперь в ходу бархат и плюш с
отделкой из бахромы), несколько другом рисунке декора. Впрочем, надо отметить,
что, начав с вольных фантазий на тему, XIX век со своим научным подходом двигался в сторону все более и более точных
повторений, в конце концов придя к дотошности абсолютных римейков, которые не сразу отличишь от исторических
прототипов.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|