приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко 
Венская мебель 
XII-MMIV 21.11.2004

Коломан Мозер Письменный стол-кабинет для семьи Вендорфер. Фанеровка макассаровым деревом, инкрустации самшитом, слоновой костью, черепаховым панцирем. «Венские мастерские», 1903/04 
Венский музей декоративно-прикладного искусства (© Gerald Zugmann/МАК)

В историю мебели Австрия вошла двумя великими достижениями – стилем бидермайер и гнутой мебелью. Без этих двух сюжетов не возникнет ясной картины развития мебели в XIX веке, и многое останется непонятным в XX веке. Оба эти явления вызвал к жизни специфический венский вкус и венское чувство формы, в обоих случаях речь идет об оригинальном ответе классической традиции на вызовы времени.

В Вене решались судьбы Европы, пожалуй, только один раз, в 1814 году, во время Венского конгресса. Монархи, победившие Наполеона, жили в Вене целый год, и благодарный город развлекал их бесконечными балами. Результатом чего для Европы стало создание Священного союза, а для Вены – превращение в столицу вальсов.

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Вишневое дерево, массив и фанеровка. Вена, ок. 1825 
Венский музей декоративно-прикладного искусства (© Gerald Zugmann/МАК)

Танцы стали актуальнее военных парадов. Время триумфов и гражданской патетики кончилось. Приходит поколение, разочарованное в политике и общественной жизни, превыше всего ставящее покой и домашний уют, свой внутренний мир и личное пространство. Героем эпохи становится частное лицо, не одержимое гражданской риторикой и общественными интересами, а сосредоточенное на собственной приватной жизни. Герой нового этапа романтизма – еще более одинокий и погруженный в себя, чем раньше, желающий укрыться от мира в кругу друзей и семьи. Это мироощущение лучше всего передает живопись первой трети XIX века, главном сюжетом которой становится камерный, интерьерный жанр «в комнатах».

Этот период от Венского конгресса до революции 1848 года, в Австрии носящий название «формэрц», время авторитарного правление князя Меттерниха уже следующее поколение назовет эпохой бидермайера. Это была первая эпоха, обнаружившая существование новой элиты – буржуазии, и это был первый художественный стиль, выражавший ее вкусы. Искусство покидает придворную, аристократическую сферу и как бы опускается на класс ниже. Моду теперь диктует средний класс.

Стул в стиле бидермайер. Ореховое дерево с чернеными и расписанными деталями. Вена, ок. 1825 
Форма лиры очень популярна и часто встречается в мебели этой эпохи
Стул в стиле раннего бидермайера. Фанеровка ореховым деревом с чернеными деталями Вена, ок. 1810 
Легкость формы, лаконизм линий, графичность силуэта – венская интерпретация неоклассицизма

«Biedermeier» – название весьма презрительное, изначально это «говорящая» фамилия некоего собирательного персонажа, ставшая именем нарицательным. Слово переводится как «честный Майер», то есть любой добропорядочный обыватель, своего рода пан Ковальский. Есть некоторая путаница в происхождении термина – то ли этот «типический представитель» среднего класса был героем карикатур в венских газетах еще в 1820-е годы, то ли этот литературный псевдоним придумали поэты Адольф Куссмауль и Людвиг Айхродт в 1850-е годы. Как бы то ни было, в сознании последующих поколений этот период прочно ассоциируется с буржуазно-обывательской системой ценностей – скромность, умеренность, практичность, комфорт, тихие радости жизни.

Разгром Франции привел к закату стиля ампир, с его пафосом имперской власти, сильного государства, великих общественных деяний, военных триумфов. Помпезная римская стилистика выходит из употребления. Декоративный стиль эпохи сложился именно в Вене, так она была большим альтернативным Парижу центром мебельного производства с собственной традицией упрощенного, «демократичного» ампира. Помимо Австрии и Венгрии стиль распространился в Германии и странах северной Европы, Скандинавии, России, Англии.

Стул в стиле бидермайер. Фанеровка ореховым деревом. Австрия, ок. 1825 
Неоклассическое завершение спинки в форме пальметты в бидермайере приобретает более прихотливый рисунок
Стул в стиле бидермайер. Фанеровка ореховым и кленовым деревом. Австрия, ок. 1825 
Элегантность достигнута простыми средствами, но грациозность изгиба – на грани гротеска

Окончание диктата французской моды в культуре означало развитие «от противного», хотя все еще в рамках неоклассической стилистики. Мебель снимает с себя парадно-репрезентативные функции, она делается уже не для дворцовых залов, а для жилых помещений. Это мебель камерная, функциональная, стремящаяся создать уютную и комфортную среду даже в парадных зонах. Весь тяжеловесный декор ампира, обилие бронзы, позолоты, скульптуры, монументальные пропорции кажутся анахронизмом. Чистые плоскости, четкие, но не жесткие линии, удобство в использовании, отсутствие пафоса богатства – приметы нового времени. Мебель уже не стремится уподобиться архитектуре, она возвращается к своему изначальному, столярному характеру.

Стулья в стиле бидермайер. Фанеровка ореховым деревом. Австрия, ок. 1825 
Полосатая обивка светлых тонов характерна для этого периода

Во-первых, открывается фактура материала. Бидермайер как ни один другой стиль ценил дерево: любование нюансами его цветов, рисунками фактур – отличительная черта этой мебели. Красное дерево и другие экзотические привозные породы теперь слишком дороги, в ходу древесина местного происхождения, в основном светлая – клен, ясень, тополь, вяз, орех, береза, вишневое, грушевое дерево. По дереву узнается происхождение вещи: орех – Австрия, ясень – Венгрия, береза – Северная Германия, балтийские страны, вишня – Южная Германия и т.д. Ценится богатый рисунок волокон: кап, волнистая береза, тополь с глазком; Россия щеголяет сказочной по красоте фактурой карельской березы. Инкрустаций мало, обычно они лишь подчеркивают чистые плоскости (как, например, сочетание светлой древесины со вставками черного дерева). Каркас мебели делается из дешевой древесины, которая затем виртуозно фанеруется, листы фанеры тщательно подгоняются, составляются из волокон рисунки, например «фонтан». Потом все покрывается блестящей, совершенно прозрачной «французской полировкой». Обивки в основном светлых тонов, вместо шелка и гобеленов – ситец и репс.

Во-вторых, формы мебели облегчаются. Вместо жестких линий и четких членений – знаменитые плавно изогнутые очертания мебели бидермайера, так ценимые его почитателями. Слегка изгибаются ножки, более заметно – подлокотники диванов и спинки стульев, очень популярна форма лиры, силуэты шкафов напоминают струнные инструменты. Иногда эти линии сдержанные до строгости, иногда игривые до экстравагантности, но главное, они вносят в неоклассическую мебель категорию элегантности, и это важное открытие впоследствии будет использовано другой эпохой.

далее>>

вверх

 Вещь

   
 

21.11.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Венская мебель

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна