|
|
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004
Ампир.
Кровать императрицы
Жозефины в Мальмезоне.
Франсуа-Оноре Жакоб-Демальтр, 1810.
Милитаристско-триумфальная эстетика
ампира мобилизовала
даже светских дам
«Людовик XVI» соединил в себе удобство и негу XVIII века с ясностью и благородством будущего XIX столетия. В этой
мебели, в отличие от рокайльной, конструкции и места скреплений ясно выражены,
прямые линии и углы приветствуются,
декор тектоничен, кроме того, формы ее
«антропомерны» в том смысле, что вам с
ней очень удобно. Она сохранила изящество рококо без его вычурности, восприняла
логичность классики, не поддавшись ее
жесткости – гениальный компромисс, соответствующий французскому отношению
к жизни.
Шкаф-консоль красного
дерева с бронзой.
Жорж Жакоб, 1800.
Помимо монументальности,
французская ампирная
мебель стремилась и к
классической гармонии
Период Директории.
Эскиз стула.
Эксперименты с
классическими формами,
увлекавшие архитекторов-
визионеров, отозвались в
мебельном дизайне
Кошмар революции, лютая ненависть ко всему, что было связано со «старым режимом», в принципе, должны были
уничтожить любые актуальные для этого
режима идеи, однако концепция подражания античности выжила и даже значительно усилилась. Декораторы изобретают
«греческую манеру» и «этрусский стиль».
Роскошь вроде бы отменена, строгость
форм обязательна, но потребность в хорошей мебели осталась! Более того, этот
драматический отрезок истории с 1789
года до провозглашения Империи в 1804
году, в котором выделяют период Директории и период Консульства, с точки зрения
развития неоклассической мебели стал
едва ли не самым интересным. Одноименные стили мебели, «Директория» и «Консульство», демонстрируют захватывающее
углубление в античную стилистику.
Декор теперь либо сведен к минимуму и служит для артикуляции неких
мебельных первопринципов (тектоника,
логика сочленений), либо гипертрофирован и производит эксперименты над
формами, в результате чего появляются
вещи самые живописные и фантазийные
из всех, что были до и после. Эта мебель
изобретательно изящна, в ней еще нет
тяжеловесности ампира, но уже есть
бескомпромиссная стильность и одержимость раз и навсегда избранной темой.
Строгие работы братьев Жакоб с каннелированными накладками из латуни (в России такая мебель иногда так и называется
«жакоб», в целом это соответствует понятию «павловская мебель»), соседствует в
тот период с причудливыми вещами с
угрожающего вида грифонами, лебедями,
морскими чудищами (русский аналог –
мебель по эскизам А. Н. Воронихина) –
мысль художников-мебельщиков парит
так же дерзко, как у Булле и Леду, и кажется, что уже возможно все; как гласит
пословица, l’impossible n’est pas francais.
Эпоха эклектики, период
правления Наполеона III.
Министерство финансов в
Париже, 1857.
Франция снова признается
в любви стилю рококо
Ампир также родился во Франции –
стиль наполеоновской империи оказался
еще более победоносным, чем «Великая
армия», страны Европы сдались ему без
боя еще до начала военных кампаний.
Милитаристская терминология неизбежна
при описании того грандиозного торжества неоклассицизма, которым была эпоха
ампира, так как в основе ампирной стилистики лежит подражание уже не грекам и
не этрускам, а Римской империи, чье величие понималось исключительно в русле
бесконечной череды завоевательных
походов, военных триумфов и героических
биографий. Античность как источник идеологических и изобразительных средств
для утверждения собственной значимости, государственно-триумфальный пафос
классики – вот суть эстетики ампира, его
важнейшее открытие.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|