приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Вещь

Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004

Ампир. Кровать императрицы Жозефины в Мальмезоне. Франсуа-Оноре Жакоб-Демальтр, 1810. Милитаристско-триумфальная эстетика ампира мобилизовала даже светских дам

«Людовик XVI» соединил в себе удобство и негу XVIII века с ясностью и благородством будущего XIX столетия. В этой мебели, в отличие от рокайльной, конструкции и места скреплений ясно выражены, прямые линии и углы приветствуются, декор тектоничен, кроме того, формы ее «антропомерны» в том смысле, что вам с ней очень удобно. Она сохранила изящество рококо без его вычурности, восприняла логичность классики, не поддавшись ее жесткости – гениальный компромисс, соответствующий французскому отношению к жизни.

Шкаф-консоль красного дерева с бронзой. Жорж Жакоб, 1800. Помимо монументальности, французская ампирная мебель стремилась и к классической гармонии

Период Директории. Эскиз стула. Эксперименты с классическими формами, увлекавшие архитекторов- визионеров, отозвались в мебельном дизайне

Кошмар революции, лютая ненависть ко всему, что было связано со «старым режимом», в принципе, должны были уничтожить любые актуальные для этого режима идеи, однако концепция подражания античности выжила и даже значительно усилилась. Декораторы изобретают «греческую манеру» и «этрусский стиль». Роскошь вроде бы отменена, строгость форм обязательна, но потребность в хорошей мебели осталась! Более того, этот драматический отрезок истории с 1789 года до провозглашения Империи в 1804 году, в котором выделяют период Директории и период Консульства, с точки зрения развития неоклассической мебели стал едва ли не самым интересным. Одноименные стили мебели, «Директория» и «Консульство», демонстрируют захватывающее углубление в античную стилистику. Декор теперь либо сведен к минимуму и служит для артикуляции неких мебельных первопринципов (тектоника, логика сочленений), либо гипертрофирован и производит эксперименты над формами, в результате чего появляются вещи самые живописные и фантазийные из всех, что были до и после. Эта мебель изобретательно изящна, в ней еще нет тяжеловесности ампира, но уже есть бескомпромиссная стильность и одержимость раз и навсегда избранной темой. Строгие работы братьев Жакоб с каннелированными накладками из латуни (в России такая мебель иногда так и называется «жакоб», в целом это соответствует понятию «павловская мебель»), соседствует в тот период с причудливыми вещами с угрожающего вида грифонами, лебедями, морскими чудищами (русский аналог – мебель по эскизам А. Н. Воронихина) – мысль художников-мебельщиков парит так же дерзко, как у Булле и Леду, и кажется, что уже возможно все; как гласит пословица, l’impossible n’est pas francais.

Эпоха эклектики, период правления Наполеона III. Министерство финансов в Париже, 1857. Франция снова признается в любви стилю рококо

Ампир также родился во Франции – стиль наполеоновской империи оказался еще более победоносным, чем «Великая армия», страны Европы сдались ему без боя еще до начала военных кампаний. Милитаристская терминология неизбежна при описании того грандиозного торжества неоклассицизма, которым была эпоха ампира, так как в основе ампирной стилистики лежит подражание уже не грекам и не этрускам, а Римской империи, чье величие понималось исключительно в русле бесконечной череды завоевательных походов, военных триумфов и героических биографий. Античность как источник идеологических и изобразительных средств для утверждения собственной значимости, государственно-триумфальный пафос классики – вот суть эстетики ампира, его важнейшее открытие.

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Вещь

   
  

20.01.2004 IX-MMIII
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко

   

 Архив

   
 

XX-MMVI

   
 

XIX-MMVI

   
 

XII-MMIV

   
 

X-MMIV

   
 

IX-MMIII

   
 

VIII-MMIII

   
 

VII-MMIII

   
 

VI-MMIII

   
 

V-MMII

   
 

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна