|
|
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004
Эпоха Людовика XV,
стиль рококо.
Бержер (обитое изнутри
глубокое кресло).
Жан-Батист Тийар-Старший, ок. 1764.
Удобство, нега, грация
отмечают любой предмет
французской рокайльной
мебели
Для Франции в тот период действительно начиналось славное время – время
ее европейского главенства. Начиная с
XVII века Франция – это большое централизованное государство, достигшее политической и экономической стабильности,
с сильной монархией. Искусства в этой
стране процветают под щедрым покровительством и с четкой регламентацией
государства. В 1661 году на трон восходит
«король-солнце» Людовик XIV, а в 1663
году всесильным министром Кольбером
основываются Гобеленовские мануфактуры, занятые исключительно производством предметов роскоши, их первым директором назначен живописец и декоратор
Шарль Лебрен, а главным художником по
мебели Жан Лепотр. В 1682 году уже готов
Версаль, шедевр французского барокко и
символ всей эпохи. Французская мебель
того периода высоко ценилась во всей Европе, а сейчас считается «квинтэссенцией» барочной мебели. Краснодеревщик
(по-французски ebeniste, то есть «чернодеревщик») мог быть высоким придворным постом. Великий Андре-Шарль Буль
(1642–1732) был «королевским краснодеревщиком» (ebeniste du Roi) и имел
квартиру в Лувре. Благодаря его таланту
краснодеревщики во Франции стали почитаться так же высоко, как художники.
«Bureau du Roi»,
письменный стол короля
Людовика XV.
Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер, 1760 – 1769
Буль создал уникальный стиль, так и
названный впоследствии – «стиль Буль»
(или даже просто «мебель буль»), продолженный его сыновьями, соединяющий
изощренную технику с поразительным
чувством масштаба, ритма декора, благородства пропорций. Его работы вы не спутаете ни с чем – это шкафы очень простых
форм, кажущиеся грандиозными благодаря изысканной пышности инкрустаций из
латуни, олова, серебра и черепахового
панциря, помещенных в рамы из позолоченной бронзы. Эта мебель была популярна на протяжении всего XVIII века и часто
копировалась в XIX. Что в ней проявляется истинно французского? Пожалуй то,
что роскошь не помпезная выспренность,
но благородно сдержанное великолепие.
Комод атласного дерева.
Шарль Крессен, ок.1745.
Прихотливость линий
французского рококо
очевидна, но не чрезмерна
XVIII век полностью и безоговорочно
проходит под знаком Франции, других
культурных образцов уже просто нет. Стили интерьерного убранства отныне считают по французским королям – «стиль
Людовик XV», «стиль Людовик XVI».
Первая половина–середина XVIII века –
эпоха рококо, и особого внимания заслуживает тот факт, что этот стиль исключительно французский феномен, другие страны лишь интерпретировали французские
веяния. Как самостоятельный стиль
рококо не так-то просто охарактеризовать,
проще описать его как отличие от барокко
в жанре «чуть менее…». Чуть менее величественно, чуть менее тяжеловесно, чуть
менее властно. Тут начинаются нюансы, и
во внимании к ним – суть французского
вкуса, когда стилеобразующими импульсами становятся такие расплывчатые
категории, как изящество, изысканность,
элегантность. Расплывчатые, но тем не
менее безошибочно узнаваемые в любом
рокайльном предмете. Плюс характерная
забота об удобстве – вся мебель для сидения становится особенно мягкой, обилие
пышных подушек, обтянутых драгоценными гобеленами, составляет в тот период
резкое отличие французской мебели от,
например, английской, которая никогда
«не забывает» о том, что в ее основе
жесткое дерево.
Эпоха Людовика XVI,
неоклассицизм в
прочтении XVIII века.
Спальня мадам де
Мантенон в Фонтенбло
За всей прихотливой грацией мебели
рококо, в которой нет ни одной прямой
линии, за всей утонченностью этой женственной эпохи стоит французское отношение к вещам – они должны быть красивыми, дорогими, удобными, их должно быть
много, и в них непременно присутствует
некая любезная непринужденность. Они готовы служить вам или просто радовать
глаз, и от них никогда не будет ни
малейшего дискомфорта, их красота ни к
чему вас не обязывает. Даже такой opus
magnum французской рокайльной мебели,
как bureau du Roi, письменный стол короля Людовика XV работы прославленных
краснодеревщиков Жана-Франсуа Эбена
(ок.1720–1763) и Жана-Анри Ризенера
(1734–1806). Роскошный и изысканный,
этот стол вовсе не похож на какой-нибудь
собирательный «алтарь Отечества»,
требовавший жертв от своего хозяина.
Интерес к «античным формам» охватил страны Европы примерно одновременно, начиная с 50-х годов XVIII века, этому
поспособствовали раскопки Геркуланума,
«гранд-туры» молодых англичан по
Италии, гравюры Пиранези, книги Винкельмана. Европейские архитекторы
соревновались в следовании классическим
прототипам, однако их шедевры были
своего рода пробными камнями, экспериментами. Именно авторитет французской
моды стал залогом того, что неоклассицизм как единый стиль стремительно
распространился во всех странах. Во французской мебели он носит название «стиль
Людовик XVI», и многие ценители считают эти вещи едва ли не лучшим из того,
что вообще создано в мебели. Ведущим
мастером той эпохи продолжал оставаться
Ризенер, но также прославились краснодеревщики Дюбуа, Бенеман, Адам Вайсвайлер и Жорж Жакоб (1739–1814).
<<вернуться
далее>>
|
 |
|