|
|
Оксана Рудченко
Французская мебель: от барокко до Ар деко
IX-MMIII 20.01.2004
Ар деко
Кровать, отделка черным
лаком и перламутром.
Жан Дюнан, 1930
После светлых фактур
мебели рубежа веков, Ар
деко вновь открыл
роскошь блестящей черной
поверхности
Несколько раз возрождался «Людовик XVI» и несколько раз «Людовик XV»,
причем увлечение рококо было посерьезнее – «Второе рококо», или «Стиль второй
империи» (уже другого Наполеона, третьего по счету), захлестнуло и Францию, и, в
подражание ей, остальные страны. Перед рококо Европа в очередной раз не устояла
– томная роскошь парижских гостиных,
мода на кринолины, завитушки, малиновый бархат и обилие позолоты навевали
грезы о безмятежном галантном столетии.
А помимо этого еще увлечение ренессансом, барокко (возрожденный «Людовик
XIV»), средневековьем («стиль Трубадур»), а также китайщиной и туретчиной,
которые, кажется, вообще никогда не
пропадают – эту эпоху не без оснований
упрекают в эклектизме. Но, с другой стороны, Франция, которая, конечно, была в
ответе за это, оставаясь лидером и по
количеству, и по качеству производимой
мебели, выработала и некие оптимальные
стандарты существования исторических
стилей в современной жизни. Отныне
можно не думать, как можно было бы
воссоздать сейчас гостиную маркизы
Помпадур – французская мебель XIX века
уже нашла решение, и, несомненно, самое
изящное и удобное.
Кресло, палисандр,
шелковая обивка.
Поль Ириб, 1925
К 1880-м годам число производителей мебели во Франции исчислялось тысячами, знаменитые дома, такие как Милле,
Бефор, Сормани, процветали на протяжении десятилетий, вплоть до Первой мировой войны. Спрос на мебель возрастал, но
качество от этого не падало. Во Франции
последние десятилетия XIX века ностальгически именуют «Belle epoque», за этим
названием стоит шикарная беззаботная
жизнь, проходившая в окружении красивых вещей, которую мы представляем себе
по книгам Марселя Пруста. Буржуазия и
аристократия уже практически неразличимы и по образу жизни, и по привычке
тратить немыслимые суммы на обстановку, наряды, драгоценности. Стоит ли повторять, что с точки зрения материальной
культуры все это означало мощнейшую
традицию производства предметов роскоши, целые династии краснодеревщиков,
бронзовщиков, ювелиров, производителей
тканей, декораторов, продолжавших
работать, пока стили сменяли друг друга –
историзм, Ар нуво, Ар деко.
Французское искусство
жизни сегодня – классика
как фамильная ценность.
La Cornue,
ностальгические ретро-кухни
Термин «Ар нуво» происходит от
названия парижского магазина Зигфрида
Бинга «La Maison de l’Art Nouveau», но и
все остальные имена этого стиля – «модерн» в России, «Jugendstil» в Германии,
«Liberty» в Италии, «Secession» в Австрии
– подчеркивают его новизну, непохожесть,
разрыв с надоевшей стилизаторской
манерой. Вместо исторических – теперь
органические, природные мотивы, вместо
законченных очертаний – бесконечно
длящаяся линия «удара бича», вместо
определенности форм – аморфность как бы
растекающейся массы. Заслуга нового стиля в том, что к декоративным искусствам
снова обратились художники, архитекторы, скульпторы, повышая тем самым ранг
предметов окружения до художественных
объектов, к тому же создающие целостные
декоративные ансамбли. Теперь авторская
подпись означает гарантию не только
качества, но и художественной ценности
вещи.
Мебель Roche Bobois,
новая жизнь рокайльного
гарнитура «с чердака»
Творцами Ар нуво, представлявшими
два его центра во Франции, Париж и Нанси, можно назвать художника по мебели
и стеклу Эмиля Галле (1846–1904) и архитектора, создателя павильонов парижского метро Эктора Гимара (1867–1942).
В мастерских Бинга делалась мебель
по эскизам Эдварда Колонна, Жоржа ле
Фера, Эжена Гэйара. Апогеем этого стиля
стала парижская Всемирная выставка 1900 года. Несмотря на декадентскую
атмосферу эпохи, меланхолично-ленивую
грацию этой мебели, ее причудливый
декор, Ар нуво вовсе не был элитарным
стилем, наоборот, он прекрасно соответствовал желанию многочисленного среднего класса жить в обстановке модной,
современной, но не слишком радикальной.
Ар нуво, по сути, весьма демократичен,
и от него сохранилось несметное количество вещей. Чего не скажешь о феномене
французского Ар деко.
Мебель Grange, слава и
гордость французской
провинции – где большие
стили из моды стали
традицией, а значит,
существуют вне времени,
их подлинность уже не нуждается в подтверждении
Этот стиль тоже родился во Франции,
по крайней мере как ocoбое явление он
был осознан на парижской Выставке
современных декоративных искусств и
ремесел, Exposition Internationale des Arts
Decoratifs et Industriels Modernes, в 1925
году (от нее он и получил свое название).
Сейчас, в силу моды на этот стиль, эпохой
Ар деко называют весь период между мировыми войнами, однако далеко не каждая вещь того времени
принадлежит этой
стилистике. Ар деко – не только в мебели,
но вообще в культуре, архитектуре, скульптуре, живописи – это волна неоклассицизма, она существовала параллельно с
модернистским движением и многое от него почерпнула. Ценность Ар деко в том,
что он явил собой компромисс между традицией и модернизмом, адаптацию достижений авангарда, без его идеологии и
радикализма, для буржуазного общества
потребления. Можно выделить два основных варианта Ар деко: американский,
одновременно технологичный и декоративно-театральный, и французский –
более изысканный и классицизирующий.
Grange, сущностная,
«генетическая»
французская мебель,
ее формы – коллективный
опыт многих поколений,
когда следы исторического
стиля постепенно становятся следами семейной
истории
Французские знатоки относят к Ар
деко в основном декоративное искусство
1920-х годов и не устают говорить об
исключительности, уникальности этих
вещей. Это штучная, высочайшего качества исполнения мебель, сделанная под
конкретные заказы, в очень небольших
количествах (обычный тираж для шедевров французского Ар деко – 3-4 экземпляра). Это элегантная простота линий, обобщенно-геометричные силуэты и поразительная изощренность отделки – инкрустации перламутром, слоновьей костью,
яичной скорлупой, черепаховым панцирем, применение акульей и змеиной кожи,
китайского лака, золотой и серебряной
фольги. Это действительно элитарное,
очень дорогое искусство, стиль ненавязчивой, утонченной роскоши, не случайно
первыми его адептами стали великие кутюрье – Поль Пуаре, Жанна Ланвен, эстет-коллекционер Жак Дусе.
Исполнителями его были столь же
великие краснодеревщики – такие, как
Жак-Эмиль Рульман (1879–1933), начавший работать еще в 1910-е годы, произведший фурор на выставке 1925 года. Его
называют «Ризенером Ар деко», что отражает его наследование высоким традициями французской мебели. А также Жан
Дюнан, Поль Ириб, Андре Грульт, Жан-Мишель Франк, Луи Сю и Андре Мар, ирландка Эйлин Грей, начинавшая работать
во Франции – целая плеяда выдающихся,
изобретательных мебельщиков, владевших тончайшей техникой, востребованной
и высоко оцененной в век машин.
В Ар деко французский вкус к вещам
и французское искусство жизни выразили
себя в полной мере. То, что Ар деко снова
актуален – хороший знак, показывающий,
что в век дигитальности человеческое
измерение сохраняется, а значит, есть
возможность вкушать и остальные блага
французской цивилизации.
<<вернуться
|
 |
|