|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXIV-MMVIII - 31.01.2009
СЕРГЕЙ ЧОБАН

Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями. Москва, ул. Можайский
Вал, вл. 8.
Архитекторы: С. Чобан, С. Кузнецов. Мастерская: SPeeCH. Авторский коллектив: С.
Чобан, С. Кузнецов, П. Шабуров, Н. Гордюшин, А. Болдырев, А. Козырева

Проект бизнес-центра
Forum-plaza – это решение,
балансирующее на грани между
консервативным и остросовременным подходами к архитектуре.
Впрочем, оно достаточно спокойное,
отточенное и взвешенное, чтобы
стать одним из примеров гармоничного сочетания того и другого.
Место, для которого спроектирован
бизнес-центр, находится недалеко
от Киевского вокзала, на границе
между группой разнообразных,
в том числе современных, зданий –
и равномерно-солидной застройкой
сталинских кварталов с апофеозом
в виде Дорогомиловской улицы.
Подобная стилистическая двойственность
вообще характерна
для Кутузовки – престижного
района сталинских времен, который в последние годы активно
прорастает элитными офисными
зданиями во главе с Сити. Тема,
которую можно было бы, упрощая,
назвать «старое и новое», красиво
преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра
Forum-plaza.
Посреди трапециевидного участка
уже имеется недавно построенное
8-этажное офисное здание. Корпуса
Forum-plaza займут всю оставшуюся
территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П»
неправильных очертаний. Столь
тесное соседство послужило катализатором пластического решения:
архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело
и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую
головоломку».
Объемы каждого из четырех
корпусов имеют крупные консоли
и вырезы, напоминающие пазы
гигантской конструкции, потому
что там, где у одного корпуса
выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты
и создает иллюзию движения – как
будто перед нами большой и непонятный механизм, который начал
каким-то образом действовать
и замер на полпути. Или не замер,
а продолжает очень медленно
и незаметно для глаза трансформироваться и через год-два изменит
свои очертания. По-видимому, это
подспудное движение – реакция
на «инородное тело» стоящего на
участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг
него – или, наоборот,
размыкается, пропуская «соседа».
Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки»,
сдерживается строгим решением
фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные
клетки квадратных окон. Здание
кажется вырезанным из какой-то
особенной материи, своего рода
кристаллической губки с очень
жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри
будут обычные, даже очень
комфортные офисные помещения, но снаружи, если пристально
разглядывать здание, оно может
предстать горой исполинской
пемзы с квадратно-геометрической
структурой.
Равномерная сетка простенков будет облицована камнем.
Это редкий для современной
Москвы пример столь масштабного использования натурального
известняка,
– говорит архитектор
Сергей Кузнецов; им будет покрыт
не только цоколь, а все фасады
снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать
не уже хорошо известный юрский
известняк, а какую-нибудь новую
для Москвы разновидность камня.
Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности
простенков покроются мелкой
геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая
тонкие различия между корпусами.
Его рисунок выстроен по общей
схеме, но заполнение – разное:
начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар деко,
и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками.
Подход к проектированию декора
у архитекторов SPeeCH сугубо
тщательный – все рисунки не
просто просчитаны на компьютере
и показаны заказчику на макете
обычного размера, но авторы
намерены вскоре соорудить еще
один макет, в масштабе один
к трем (т.е. всего лишь в три раза
меньше настоящей постройки),
с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно
проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная
добросовестность.
Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности
комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых,
столь мелкая детализация создает
эффект высокого качества отделки
здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность
бизнес-центра.
Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент
добавляет теплоты и становится
своеобразной интерпретацией
национальной темы – для российского менталитета характерна
тяга к декоративности. И, наконец,
третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают
намек на традиционную архитектурную тектонику несения
тяжести. Иными словами, здесь
нет верха и низа – не то чтобы они
совсем отсутствуют, в обыденном
понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.
И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами
вначале теме genius loci района,
прилегающего к Кутузовскому
проспекту и Киевскому вокзалу.
Традиционная солидность каменного здания и отточенное до
деталей качество продукции
современного модернизма переплетаются здесь в причудливой
пропорции, но приводя к достаточно
убедительному результату. Камень
по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика,
так и для случайного прохожего.
Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным.
Современный камень не такой – он
состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то
назвать не всегда получается.
Архитекторы дополнительно
развеществляют его, покрывая
орнаментальной резьбой, и возникает максимально «облегченный»
образ камня, сведенный до понятия, которое сродни платоновской
идее, – камень обозначает свое
присутствие и блещет фактурой,
но почти совершенно утрачивает
вещественность и материальность. Результат предсказуем: милый для
заказчика традиционный материал
приобретает качества, свойственные современной архитектуре,
прежде всего – атектоничную
легкость.
В противовес традиционно-современному облику
корпусов невысокий объем
входного комплекса решен
сверхсовременно: его стены предполагается сделать по технологии
foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые
и в зарубежной архитектуре
считаются сравнительно новым
изобретением (один из ярких
примеров их использования – Государственный плавательный центр,
строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые
формы прозрачных подушек рядом
со строгими линиями каменной
резьбы выглядят контрастно и в
значительной мере усиливают
модернистскую и технологичную
составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной».
На самом деле противоречия,
по-видимому, нет – вернее, оно
существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить
«старое-новое», контекстуальное
и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно
уживаются вместе, как показывает
проект Forum-plaza от SPeeCH.
Юлия Тарабарина






вверх
|
 |
|