|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXIV-MMVIII - 31.01.2009
СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ

Административно-торговый комплекс «Миракс-Плаза». Москва, Кутузовский проспект
Архитекторы: Мастерская Сергей Киселев и Партнеры – С. Киселев, А. Никифоров, А.
Бреславцев, А. Бусалов, Г. Холопов, Е. Клюева. Инженеры: И. Шварцман, К.
Спиридонов

Комплекс «Миракс-Плаза» – на сегодняшний день самый крупный строящийся
объект, спроектированный архитектурной компанией «Сергей Киселев и Партнеры»
(общая площадь больше 368 тыс. кв. м). Юрий Лужков, глядя на предназначенный
для строительства участок, сказал, что он «самый сложный в Москве, а может, и
во всей России». У пессимистического утверждения, безусловно, есть свои
основания: рядом с границами участка проходят метро, железная дорога и
напорная канализация. К этому добавляется существенный (около 10 м) перепад
рельефа. Пришлось сломать и заново построить стоявшее здесь здание местного
ОВД, и обогнуть с трех сторон прямоугольник сохраняемого на своем месте
«Президент-сервиса». Все это справедливо, но участок не только сложный, но еще
и очень выигрышный. Расположен он крайне заметно – буквально на перекрестке
двух важных дорог: с одной стороны престижная сталинская «Кутузовка», с другой
– третье кольцо, главная московская трасса последних лет. По диагонали, через
реку и мост – стеклянные башни Москва-Сити, и среди них одна из самых
известных – «Федерация», которую строит тот же «Миракс».
«Миракс-Плаза» Сергея Киселева вырастает из перекрестка не только
буквально, но и образно. Его ядро составляют две стеклянные башни, одна повыше
(47 этажей), другая пониже (41 этаж). В верхней части их объемы срезаны в
сторону Кутузовки, да так ровно и гладко, как будто бы стеклянные гиганты
сделаны из масла и по ним прошлись острым ножом. Башни поставлены рядом и межу
ними образуется Х-образное ущелье, которое также кажется вырезанным из
воображаемой «небоскребной заготовки», но только не по прямой, а по двум
выгнутым дугам. Дугообразные «внутренние» поверхности полностью остеклены, а
плоские «внешние» фасады разделены на этажи горизонтальными каменными
полосами, что добавляет им материальности.
Несмотря на наличие описанной фасадной интриги, силуэт двух башен остается
простым и лаконичным, типично небоскребным. С некоторых точек зрения,
вероятно, можно будет ошибиться и принять эти башни за часть ансамбля Сити, с
которым они сливаются очень органично. С других ракурсов, в частности для
проезжающих по Кутузовскому проспекту, высотки будут казаться «заставой» Сити,
великаном, который отделился от своей компании и шагнул за реку погулять. В
основной части башен разместятся офисы, на верхних этажах – апартаменты.
Вторая часть комплекса отзывается не на Сити, а на сталинский ампир
Кутузовского проспекта. Два 10-этажных корпуса, на чьих фасадах преобладает
коричневатый камень, огибают «Президент-сервис» по дуге. На самом деле внешний
контур зданий вписан в геометрически правильной овал. Однако эта правильность
видна только на плане, а проезжающие мимо машины будут видеть энергичный
изгиб, визуально связывающий два корпуса в единый каменный «стилобат» –
пьедестал для башен, оформляющий перекресток, поддерживающий фасадный ряд
Кутузовки и округло завершающий соседний институтский квартал между ул.
Кульнева и 1812 года. Помимо динамичного изгиба, самая эффектная часть
«стилобата» – 4 гигантских атриума 10-этажной высоты, выходящие на фасады
огромными витражами сплошного структурного остекления, подобными тонким
мембранам между «внутри» и «снаружи». Стеклянные плоскости, лишенные
каких-либо рам, будут подвешены на металлических тросах к мощной
железобетонной балке над ними – для расчетов прочности привлекли немецких
инженеров. Внутри будет почти так же светло, как на улице – кровли атриумов
состоят из треугольных фонарей (немного напоминающих шеды киселевской «Красной
Розы»), а стены решены двояко – боковые расчерчены каменно-стеклянной клеткой
и похожи на фасады, торцевая стена, встречающая входящих в атриум – почти
такая же стеклянная, как и входной витраж. Атриумы превращаются в переход
между городом и интерьером – в них будет уже тепло, но еще очень светло.
Казалось бы, все ясно – перед нами «ударный» объект, яркий, эффектный, удачно
использующий свое заметное местоположение. Неудивительно, что этот комплекс
наряду с «Федерацией» стал одной из «знаковых» составляющих рекламы компании
«Миракс Групп». Но у медали есть вторая сторона (которая, заметим сразу,
нисколько не отменяет первую). Дело в том, что, по убеждению Сергея Киселева,
местоположение участка не выгодное, а наоборот – крайне неудобное для крупного
строительства. Прежде всего это касается транспорта: сюда, разумеется, нельзя
будет заехать ни с перекрестка, ни с третьего кольца, ни с проспекта.
Автомобили будут подъезжать по улице 1812 года, делая крюк размером с квартал.
С другой стороны, местоположение строящегося «Миракс-Плаза» архитекторы
поэтично характеризуют так: «между двумя городами». Здесь, по линии нынешнего
третьего кольца, екатерининского Камер-Коллежского вала и сталинской окружной
железной дороги, долгое время проходила граница Москвы.
Таким образом, новый комплекс оказывается в своего рода пограничной зоне
непосредственно за рубежом «старой» столицы. Если представить себе исчезнувший
вал, по линиям которого прошло современное третье кольцо, то «Плаза»
непосредственно примкнет к этой воображаемой городской черте. По убеждению
Сергея Киселева, ни на перекрестке, ни возле «пограничных» зон лучше ничего
крупного не строить. Лучше всего оставить такое место пустым. А если что-то
строить, то не слишком броское, а именно – «как говорили учителя, на раз,
два», без излишеств. Налицо парадокс. С одной стороны – ударный, подходящий
для рекламы объект с двумя башнями, типология и внешний вид которых со всей
очевидностью стремятся к небоскребу, с другой – стремление авторов сделать
архитектуру комплекса максимально спокойной, лаконичной, интеллигентной.
«Нахальство» небоскреба, его рекламная эффектность (и эффективность) и
интеллигентское внимание к контексту, истории места, стремление утихомирить
активность архитектурного гиганта – несовместимы и даже противоположны: либо
небоскреб, либо контекст.
Но у киселевской «Миракс-Плаза» как-то получается совмещать несовместимое,
играя («на раз, два») с формой и материалом. Равномерно и аккуратно
распределяя по фасадам разные виды материи – стекло и камень. Давая башням
вырасти, «стилобату» – изогнуться, и сразу же заключая их в строгие
геометрические рамки квадрата и овала. Сводя «городок» на 368 тыс. кв. м к
двум объемным структурам: вертикальному параллелепипеду и «стелющемуся»
горизонтальному овалу – и с помощью простоты форм достигая нужной степени
спокойствия и сдержанности.
Юлия Тарабарина








вверх
|
 |
|