приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

Владимир Седов
Наследие в опасности
XVIII-MMVI - 10.08.2006

В Москве в апреле состоялась международная конференция и открылись сразу 4 выставки. И конференция и выставки были посвящены одной теме – охране и реставрации архитектурного наследия XX в., прежде всего – в России. Конференция «Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», проведенная под эгидой ЮНЕСКО, ICOMOS, DOCOMOMO и организованная профессором МАРХИ Натальей Душкиной, собрала десятки исследователей авангардной архитектуры из России и других стран. В круглых столах, семинарах, ознакомительных экскурсиях и пленарных заседаниях принимали участие и архитекторы, и искусствоведы, и представители авторитетных общественных организаций, ставящих своей целью защиту авангардных сооружений в нашей стране и на Западе. На конференции была принята Декларация (публикуется в нашем журнале), а сами заседания завершились удивительным концертом-фуршетом на пустынной ночной станции «Кропоткинская».

Открытые в Музее архитектуры выставки были призваны привлечь внимание публики к красоте памятников советской архитектуры и к их состоянию, чаще всего плохому, а также к хрупкости всей этой архитектуры, уже вошедшей в старческий возраст и потому ранимой и слабой перед лицом вторжений извне.

В анфиладе главного здания музея висели огромные листы с авторской графикой архитекторов, создавших московские «высотки» позднесталинского времени, а начинали этот ряд гигантские перспективы Дворца Советов Иофана. В это трудно поверить, но высотные здания Москвы уже воспринимаются как памятники, а потому включаются в круг объектов, которые следовало бы сохранить в неприкосновенности. Представительная выставка привлекает внимание прежде всего к их красоте, оставляя идеологию за скобками.

В Аптекарском приказе висели фотографии наших памятников конструктивизма и немецких памятников того же времени и стиля. Справа все сияло хирургической белизной с металлическим отливом, а слева все разваливалось, да к тому же над «нашими» фото были поставлены красные фонари опасности. В общем ужас, оправдывающий название выставки – «Репрессированная архитектура».

В корпусе-руине располагались фотографически воспроизведенные руины объектов 1920-х гг., любовно зафиксированные английским фотографом Ричардом Пэйром. Из-за высокого качества фотографий сожаление на выставке «Потерянный авангард» часто соседствовало с гордостью – несмотря на зафиксированное плохое состояние.

И, наконец, в главном корпусе музея располагалась еще одна выставка – «Советский модернизм. 1955–1985». Объекты, выставленные здесь в виде фотографий, было как-то автоматически жаль, хотя они вроде и не разваливались. Их, видимо, наша общественность только открывает заново, и выставка была одной из заявок на внимание и уход, которого послесталинский советский модернизм заслуживает, но еще пока не заслужил – еще не пришло время, но скоро придет.

МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ XX ВЕКА

Собравшись в Москве по случаю Международной конференции «Heritage at Risk – Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» (17-20 апреля 2006 г.) и Международного дня памятников по приглашению и благодаря гостеприимству Правительства Москвы, Российской академии архитектуры и строительных наук, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Комитета по культурному наследию города Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы и многих других российских организаций, чтобы поделиться опытом и научными достижениями в области сохранения зданий и градостроительных ансамблей, составляющих культурное наследие XX века,

Учитывая позитивный контекст недавних исследований и мировой практики, а также благодаря развитию международного сотрудничества, осуществляемого через неправительственные организации, профессиональные и академические связи,

Принимая во внимание приверженность Российской Федерации Конвенции по Всемирному наследию, принятой в 1972 г., и, следовательно, к декларированному в ней стремлению к применению высочайших стандартов и требований к выявлению, реставрации, охране и управлению объектов культурного наследия в России, в особенности включенных в Список Всемирного культурного наследия,

Признавая выдающийся вклад русского авангарда в историю мировой архитектуры и острую необходимость сохранения этого наследия, имеющего международное значение, во благо нынешних и будущих поколений,

Сознавая усилия организаций и учреждений, занимающихся защитой, восстановлением и сохранением богатого наследия Москвы в его полноте и подлинности, в особенности объектов, связанных с XX веком,

Выражая обеспокоенность сегодняшним состоянием далеко зашедшего разрушения, а также степенью и разнообразием угроз многим из этих всемирно известных ансамблей и памятников,

И напоминая всем органам власти о том, что реставрация, как показывают проведенные исследования и мировой опыт, является долгосрочной экономической и культурной инвестицией, участники международной конференции:

Обращаются к соответствующим государственным и профессиональным организациям с просьбой срочно предпринять необходимые меры для обеспечения охраны, защиты и предотвращения дальнейших повреждений зданий и сооружений XX века, достойных включения в списки памятников, и в особенности памятников и ансамблей, уже находящихся под охраной. В число необходимых действий входит развертывание систематических историко-архитектурных исследований, публикаций, просветительских программ, направленных на разъяснение значения и культурной роли наследия XX века. Необходимо совершенствование работы по сбору, хранению и обработке документальных фактографических данных о памятниках архитектуры ХХ века, а также по обследованию и оценке их состояния, по применению новейших реставрационных методик, способных сохранить для будущего как отдельные сооружения и группы зданий, так и градостроительные ансамбли, составляющие наследие XX века. Крайне актуальны исследования, касающиеся специфики приспособления сооружений XX века к современному использованию.

Призывают органы государственной власти к строгому соблюдению законов о защите культурного и природного наследия, и в особенности – к необходимости финансирования программ по исследованию, консервации и реставрации объектов наследия XX века, обладающих выдающейся ценностью для всего мира; настаивают на строгом применении международных научных принципов, отраженных в многочисленных международных хартиях по консервации и реставрации, а также Конвенции по Всемирному наследию.

Признавая успех программы Всемирного наследия в целом и, в частности, в стимулировании культурного туризма, участники призывают к поддержке устойчивого использования нашего наследия в интересах социальной и экономической пользы для местных жителей, общенационального и международного сообществ. ICOMOS и DO.CO.MO.MO. выявили факт крайне низкого представления архитектуры XX века в Списке Всемирного наследия. Номинирование сооружений XX века в качестве потенциальных объектов Всемирного наследия должно поддерживаться и поощряться во всем мире.

Выражают свою готовность к сотрудничеству с властями города Москвы и Российской Федерации для достижения поставленных целей охраны и сохранения этого уникального наследия XX века в соответствии с высочайшими стандартами и международными принципами.

Рекомендуют российским властям поднять уровень защиты наиболее ценных объектов наследия ХХ века, придав им статус памятников федерального значения. Считают целесообразным подготовить предложения для включения в Список Всемирного наследия таких выдающихся произведений российской архитектуры ХХ века, как: Дом Наркомфина арх. М. Гинзбурга, клуб им. Русакова, клуб «Каучук» и собственный дом архитектора К. Мельникова, Дом-коммуна арх. И. Николаева, радиобашня инж. В. Шухова, станция метро «Маяковская» арх. А. Душкина.

Констатируя, что значительная часть архитектурного наследия ХХ века находится в пределах стран Содружества Независимых Государств, призывают архитекторов и органы власти и управления в странах бывшего Союза развернуть программу международного сотрудничества в области историко-архитектурных исследований, восстановления и охраны памятников архитектуры ХХ столетия, в том числе формирование транснациональных проектов со странами СНГ по включению выдающихся памятников эпохи авангарда в Список Всемирного наследия.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

10.08.2006 XVIII-MMVI
Владимир Седов. Наследие в опасности.
Московская декларация о сохранении культурного наследия XX века

   
 

10.08.2006 XVIII-MMVI
Пошипим?

   
 

10.08.2006 XVIII-MMVI
Александр Асадов
Конкурсный проект жилого дома в Красноярске

   

10.08.2006 XVIII-MMVI
Сергей Кисилев
Многофункциональный торгово-развлекательный центр «Краснодар Сити», Краснодар

   

10.08.2006 XVIII-MMVI
Борис Левянт
Вглядываясь в себя

   
 

10.08.2006 XVIII-MMVI
Николай Лызлов
Реконструкция территории ЗАО «Москожкомбинат» и строительство жилого комплекса на Краснобогатырской улице, Москва

   
 

10.08.2006 XVIII-MMVI
Проект Меганом
Жилой комплекс «Таганка Плаза»

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна