приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

К 20-летию бумажной архитектуры
Александр Бродский
XI-MMIV - 31.07.2004

Александр Бродский
«Корабль дураков или Деревянный небоскреб для веселой компании»

Анатолий Белов: Странно как-то, Александр Саввич, вот читаешь одно интервью, второе, третье – и никто про бумажную архитектуру и слова хорошего не скажет. Чувствуется, что надоела она все-таки большинству… Ну а вам как, не надоела?

Александр Бродский: Нет, не надоела, я не буду так выпендриваться. Для меня все, что связано с понятием «бумажная архитектура», до сих пор мило и симпатично. Конечно, отчасти это просто ностальгия по молодости, по 70-м, 80-м. Но, помимо ностальгии, то, что было сделано в те годы, для меня и сейчас актуально и исполнено смысла. Да, был, пожалуй, некоторый перебор в том внимании, которым окружили бумажную архитектуру – особенно в начале 90-х – тем более что к тому времени она уже прекратила свое существование. Это многих страшно раздражало и продолжает раздражать до сих пор. Но это никак не повлияло на мое отношение к тем временам: для меня это был большой, очень приятный и очень важный кусок жизни…

Странно все-таки, Вы с Уткиным так непохоже говорите… Про него у меня сложилось такое впечатление, будто ему об этом совсем говорить наскучило…

Может быть, может быть… Мне, во всяком случае, не наскучило… Конечно, я прекрасно понимаю, что хотят продемонстрировать бывшие «бумажники», а ныне практикующие архитекторы, отзываясь с явным пренебрежением о своей деятельности двадцатилетней давности. Мучительные комплексы, связанные с невозможностью строить, наконец-то преодолены, и вот, с высоты своего сегодняшнего существования, они с легкой брезгливостью оглядываются на «шалости детства». Помню, в 80-е годы в Доме архитектора ежемесячно проводили так называемый «Устный журнал»: на сцену выходили серьезные архитекторы и говорили о серьезных вещах. Под занавес была рубрика «Фантазии молодых» – выпускали каких-нибудь «ребят», вроде нас с Илюшей, с показом очередного выигранного японского конкурса. Серьезные архитекторы усмехались: «Ну что ж, дело молодое!» Бумажники комплексовали. Сейчас я понимаю, что многим «бумажникам» на самом деле тогда больше всего хотелось сделаться такими же, но это у них никак не получалось. Теперь наконец получилось, и с той же усмешкой смотрят на себя двадцатилетних, неохотно признаваясь: «Да, было дело…» Что же касается меня – я, видимо остался там, какой-то частью… И сегодня, когда меня спрашивают, как я отношусь к бумажной архитектуре, я честно отвечаю: «Очень хорошо отношусь». Я люблю то время, помню массу проектов, сделанных тогда, своих и чужих, многие из них нравятся мне сейчас так же, как нравились тогда.

Александр Бродский 
«Остров стабильности или Музей скульптуры под открытым небом»

Если «бумажников» так раздражало все советское – особенно брюзжание всяких там серьезных дядек – что в таком случае являлось для них примером для подражания? Западная архитектура, куда все так стремились попасть…

В «бумажные» времена заграница меньше всего интересовала. Чему мы тогда подражали? По-моему, ничему, рисовали какие-то свои картинки. Разве что Пиранези, он ведь иностранный архитектор… Да вот еще веселые картинки из журнала «Америка» нас очень радовали. Так что, пожалуй, я не прав, иностранное влияние было. Теперь же я, конечно, как положено, изучаю «Detail», «A + U», «Крокис» и нахожу там множество примеров для подражания.

Александр Бродский
«Павильон для водочных церемоний»

Под заграницей я имел в виду не только архитектуру… Кино, например, так сказать, виртуальная сторона бумаги… Похоже, в то время кинематограф был как раз то немногое, что обеспечивало большей части советской интеллигенции представление о Западе… Своеобразное «окно в Европу»… Применительно же к бумажной архитектуре: в какой степени кино служило для нее образцом?

Да, пожалуй, кино иногда служило источником вдохновения. Например, Феллини – он на меня очень сильно влиял. Не только общим настроением своих фильмов, но и какими-то конкретными объектами. Например, конструкция из финала «8 1/2» надолго поразила мое воображение. Видимо, из нее возникли многие наши «бумажные» идеи. Во время одной из наших с Ильей зарубежных выставок – в Новой Зеландии, по-моему – организаторы параллельно с экспозицией крутили в фойе галереи два фильма: «Метрополис» Ф. Ланга и «Bladerunner » Р. Скотта. Они находили массу общего между этими фильмами и нашими работами. И были правы.

Интересно… а как по-вашему, можно ли, кроме каких-то кинематографических ассоциаций (а как же беловская «Вилла Инопланетянина», посвященная С. Спилбергу?), выделить нечто общее в эстетике «бумажных» проектов?

Трудно сказать. У меня нет определенного мнения на этот счет. Я слышал все эти бесконечные обсуждения, было ли это течение или не было. Я никогда не принимал участия в этих дебатах, потому что мне все равно… Что касается общей эстетики «бумажных» проектов – я думаю, что она все-таки есть. Как это проверить? Можно просто взять все эти работы, сколько их было сделано, разложить аккуратно рядышком и внимательно рассмотреть, сравнить. Вряд ли кто-то когда-либо это проделал. Разве что Юра Аввакумов – главный эксперт в этой области… И вот, все изучив и сравнив, мы пришли бы к какому-нибудь выводу: есть ли у этих проектов какие-то общие черты и тенденции или их объединяет только то, что они сделаны в один период времени. На мой взгляд, несмотря на внешнюю разноперость, в них много общего, например почти обязательное присутствие литературы – в том или ином виде. В общем можно, по-моему, говорить о какой-то общей эстетике. Ну, я бы во всяком случае именно такой вывод сделал. А о том, насколько явление бумажной архитектуры значительно для мировой культуры, я судить не могу…

С другой же стороны, бумажная архитектура была вынужденной культурной мерой – из-за тогдашней политической ситуации… Вот уж что точно объединяло бумажников – недовольство политическим режимом…

Ну да, отчасти… Вот уж это, действительно, тема, навязшая в зубах… С этого начиналась любая статья о бумажной архитектуре в иностранном журнале: Брежнев – застой, Горбачев – перестройка… Все просто: некоторые молодые архитекторы не хотят идти в Моспроект и поэтому сидят дома и рисуют картинки. А тут как раз разрешили принять участие в этих симпатичных японских конкурсах… И так далее, и тому подобное. Все это было пережевано сотни раз в те времена, и, конечно, всем смертельно надоело. И тем не менее – да, примерно так все и было. Мне гораздо интереснее вспоминать сами проекты и их авторов – в основном моих хороших приятелей. Для одних, как для нас с Илюшей, это было почти основным занятием, для других – хобби, как для Сережи Бархина, всю жизнь работавшего в театре, или Миши Хазанова, уже тогда занимавшегося реальным проектированием… Я с удовольствием вспоминаю проекты, понравившиеся тогда и до сих пор не потерявшие для меня остроты и оригинальности. Такие, как проект «Дом-экспонат» Белова и Харитонова (смесь жилого дома и музея), открывший всю эту японскую «навигацию» и в каком-то смысле задавший общую интонацию «бумажных проектов» на несколько лет вперед, «Стеклянный Стоунхендж» Буша, Хомякова, Подъяпольского, акварели Миши Филиппова, тончайшую графику Чуклова, аввакумовский постконструктивизм и многое другое… С особой нежностью я вспоминаю в сущности нелепые, навязанные Союзом архитекторов, общие просмотры перед отправкой проектов в Японию: все встречались, раскладывали листы на полу и жадно глазели – кто что придумал, а потом, конечно, дружно шли в буфет… Это были веселые времена, вот что главное.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская «А-Б»
Завод безалкогольных напитков (Ступино)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Александр Асадов
Культурно-деловой, торгово-развлекательный и жилой комплекс «Перекресток» на улице Братьев Кашириных (Челябинск)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская Бавыкина
Проект 35-этажного жилого дома с подземной автостоянкой на Сельскохозяйственной улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Творческая мастерская архитектора Быкова
Жилой дом на углу улиц Ошарской и Белинского (Нижний Новгород)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Антон Надточий, Вера Бутко
Реконструкция здания на 2-й Тверской-Ямской улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Владимир Плоткин
Жилой комплекс в Кочновском проезде (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
ROSE GROUP
Жилой комплекс в Коробейниковом переулке, владение 1/2, строения 6, 15, 17. Остоженка, Москва

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Савин

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Михаил Лабазов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Чельцов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Александр Бродский

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна