|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Н. Малинина / Архив
I-MMI - 29.10.2001
Сергей Скуратов

Жилой дом в Гагаринском переулке, 7. Архитектор Сергей Скуратов (при участии на стадии РД архитекторов М. Чиркова и Е. Дедюли), инженер Игорь Шварцман (ООО "Сергей Киселев и Партнеры").

Вопрос о том, какой должна быть современная архитектура в исторической среде, открыт всегда. Практика последних лет, ориентирующаяся на воспроизведение фасадов "близко к тексту", доказала ущербность такого понимания средового подхода. Но и самовыражения в духе Фрэнка Гери Москва позволить себе не может.
Я думаю, всякий раз решение определяется индивидуально: конкретным заказом, конкретным местом и, не в последнюю очередь, -- личностью архитектора. Хочется делать архитектуру современную, но так, чтобы модернистские ходы не придумывались бы на ровном месте, а возникали в результате тщательного прочтения места -- его истории, традиций, его болезней, его пространственных характеристик и структурной сложности.
Композиционное решение жилого дома в Гагаринском переулке, 7 обусловлено, во-первых, тем, что исторически здесь было два домовладения (отсюда двухчастность объема), и, во-вторых, перепадом рельефа (отсюда динамическое равновесие объемов). Главный фасад разделен на два объема с пространственной паузой между ними - это как раз граница двух былых домовладений. Стилистически это две части одного целого, и в то же время каждый из них -- самостоятельная композиционная единица. Перепад рельефа продиктовал асимметричное решение фасадов.
Дальняя от бульвара часть имеет четкую ось симметрии, перепендикулярную Гагаринскому переулку, и явно выраженное движение в ту же сторону. Эта часть здания является как бы более "законной" - потому что на этом месте всегда что-то было. Отсюда и более классический композиционный прием. Но в тоже время эта часть - в нарушение классической тектоники - словно бы висит, оторванная от земли карнизом. Сам карниз и сень, которая образуется под ним - главный объединяющий композиционный элемент. В их зоне разыгрывается небольшой пластический этюд на тему двух разных входов в различные функциональные части здания - жилую и ту, где первоначально предполагалось разместить галерею "Айдан".
Ближняя к бульвару часть менее традиционна и более динамична. И хотя она вроде бы "твердо стоит на земле", внутренняя композиционная динамика как бы "стаскивает" эту часть здания с "незаконного" места, и обогащает его восприятие при движении вверх по переулку. А чтобы при этом движении дом не казался громоздким, верхний этаж я сделал более легким. С той же целью и "фасад в полосочку": горизонтальный ритм дал дому большую приземленность. Просто крашеный он был бы глыбиной без низа и верха, без вертикали и горизонтали.
Вообще же, новый дом в исторической среде может, как мне кажется, стать своего рода консолидирующим началом, и даже если архитектурное окружение не очень качественное, моя задача в том, чтобы и оно в результате стало лучше. Поэтому, например, мы не стали игнорировать или как-то отгораживаться от краснокирпичного дома на углу Чертольского переулка, а, наоборот, повели с ним диалог, чуть-чуть завернув фасад в его сторону. Задний фасад более функционален, но и он тщательно проработан. Меня вообще ужасно раздражает лицемерие сталинских домов, которые как потемкинские деревни: спереди дворец, а со двора - сарай. Поэтому мой дом даже со двора имеет фасад: он не в манишке, а в пиджаке.
А вообще архитектура -- это продолжение человека. Не мне судить, но я стараюсь быть сдержанным (это, вероятно, возрастное). Мне кажется, тема у здания должна быть одна, один образ, и чем более он цельный -- тем лучше. Качество приемов, жестов прямо пропорционально их количеству.
Из недостатков же здания я б отметил слишком резкий контраст цвета в полосках фасада.
вверх
|
 |
|