приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры? Проект Н. Малинина / Архив

I-MMI - 29.10.2001

Сергей Скуратов

Жилой дом в Гагаринском переулке, 7. Архитектор Сергей Скуратов (при участии на стадии РД архитекторов М. Чиркова и Е. Дедюли), инженер Игорь Шварцман (ООО "Сергей Киселев и Партнеры").

Вопрос о том, какой должна быть современная архитектура в исторической среде, открыт всегда. Практика последних лет, ориентирующаяся на воспроизведение фасадов "близко к тексту", доказала ущербность такого понимания средового подхода. Но и самовыражения в духе Фрэнка Гери Москва позволить себе не может. Я думаю, всякий раз решение определяется индивидуально: конкретным заказом, конкретным местом и, не в последнюю очередь, -- личностью архитектора. Хочется делать архитектуру современную, но так, чтобы модернистские ходы не придумывались бы на ровном месте, а возникали в результате тщательного прочтения места -- его истории, традиций, его болезней, его пространственных характеристик и структурной сложности. Композиционное решение жилого дома в Гагаринском переулке, 7 обусловлено, во-первых, тем, что исторически здесь было два домовладения (отсюда двухчастность объема), и, во-вторых, перепадом рельефа (отсюда динамическое равновесие объемов). Главный фасад разделен на два объема с пространственной паузой между ними - это как раз граница двух былых домовладений. Стилистически это две части одного целого, и в то же время каждый из них -- самостоятельная композиционная единица. Перепад рельефа продиктовал асимметричное решение фасадов. Дальняя от бульвара часть имеет четкую ось симметрии, перепендикулярную Гагаринскому переулку, и явно выраженное движение в ту же сторону. Эта часть здания является как бы более "законной" - потому что на этом месте всегда что-то было. Отсюда и более классический композиционный прием. Но в тоже время эта часть - в нарушение классической тектоники - словно бы висит, оторванная от земли карнизом. Сам карниз и сень, которая образуется под ним - главный объединяющий композиционный элемент. В их зоне разыгрывается небольшой пластический этюд на тему двух разных входов в различные функциональные части здания - жилую и ту, где первоначально предполагалось разместить галерею "Айдан". 
Ближняя к бульвару часть менее традиционна и более динамична. И хотя она вроде бы "твердо стоит на земле", внутренняя композиционная динамика как бы "стаскивает" эту часть здания с "незаконного" места, и обогащает его восприятие при движении вверх по переулку. А чтобы при этом движении дом не казался громоздким, верхний этаж я сделал более легким. С той же целью и "фасад в полосочку": горизонтальный ритм дал дому большую приземленность. Просто крашеный он был бы глыбиной без низа и верха, без вертикали и горизонтали. 
Вообще же, новый дом в исторической среде может, как мне кажется, стать своего рода консолидирующим началом, и даже если архитектурное окружение не очень качественное, моя задача в том, чтобы и оно в результате стало лучше. Поэтому, например, мы не стали игнорировать или как-то отгораживаться от краснокирпичного дома на углу Чертольского переулка, а, наоборот, повели с ним диалог, чуть-чуть завернув фасад в его сторону. Задний фасад более функционален, но и он тщательно проработан. Меня вообще ужасно раздражает лицемерие сталинских домов, которые как потемкинские деревни: спереди дворец, а со двора - сарай. Поэтому мой дом даже со двора имеет фасад: он не в манишке, а в пиджаке. 
А вообще архитектура -- это продолжение человека. Не мне судить, но я стараюсь быть сдержанным (это, вероятно, возрастное). Мне кажется, тема у здания должна быть одна, один образ, и чем более он цельный -- тем лучше. Качество приемов, жестов прямо пропорционально их количеству. 
Из недостатков же здания я б отметил слишком резкий контраст цвета в полосках фасада.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

29.10.2001 I-MMI
Левон Айрапетов
Проект загородного дома в Подмосковье 

   

29.10.2001 I-MMI
Александр Асадов 
Проект искусственного острова на Черноморском побережье Кавказа

   

29.10.2001 I-MMI
Алексей Бавыкин
Проект 16-этажного жилого дома на улице академика Ферсмана

   
 

29.10.2001 I-MMI
Андрей Боков
«Солнечный остров». Проектное предложение для Харбина (Китай)

   
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Киселев
Проект торгового дома «Товары из Санкт-Петербурга» на Ленинском проспекте

   
 

29.10.2001 I-MMI
Николай Лызлов
Проект гаража-паркинга на 9-й Парковой улице

   
 

29.10.2001 I-MMI
Николай Лютомский
Проект многофункционального 
делового центра на Серебрянической набережной

   
 

29.10.2001 I-MMI
Антон Надточий
Гостевой дом

   
 

29.10.2001 I-MMI
Владимир Плоткин
Невостребованный проект жилого дома

   
 

29.10.2001 I-MMI
Александр Скокан
Проект офисного здания в Колокольниковом переулке

   
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Скуратов
Жилой дом в Гагаринском переулке, 7

   
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ткаченко
Жилой дом на Б.Пионерской ул., 20/11

   
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Филиппов
Реконструкции и приспособления зданий под жилье Б.Афанасьевский переулок д.24 и д.26

   
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Хазанов
Стоматологическая поликлиника.
Ул. Остоженка, д.6, стр.2

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна