|
|
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004
Викторианское кресло,
2-я пол. XIX в.
Оно без подлокотников,
специально для дам
в пышных кринолинах
К концу периода стиль Регентства
утяжеляется и упрощается. На смену
строгому классицизму приходит бидермайер, а с ним и «возрожденные стили».
Влияние французской моды с ее волнами
повторения «Людовиков» ощущалось,
но Англии и самой было что возрождать –
непременную готику, ренессанс (то есть
стиль Тюдор, или Елизаветинский),
а также наследие «золотого мебельного
века» – стиль королевы Анны, Чиппендейл, Хэпплуайт и Шератон. Готика
из моды и не выходила – в 1808 году
в сборнике «A Collection of Designs for
Household Furniture» («Коллекция проектов домашней мебели») Джордж
Смит предлагает не только неоклассические, но и неоготические проекты. Главной
фигурой готического возрождения 1830–1840-х годов был архитектор Аугустус
Уэлби Пьюджн (1812–1852), автор здания
парламента, но также вышедшего в 1835
году сборника «Gothic Furniture in the
Stile of the Fifteenth Century» («Готическая мебель в стиле пятнадцатого века»)
с проектами ясной и тектоничной мебели,
изготовлявшейся исключительно из дуба
и раскрашивавшейся.
К 1830 году вариации разных исторических стилей уже широко публикуются
и пользуются популярностью, необходимость в стилистических новациях вроде
бы отпадает.
Викторианские диваны
из каталога фирмы
«Хамптон и сыновья»,
ок.1870 г.
Эта мебель действительно
была очень мягкой
и разнообразной
Впрочем, некий общий эстетический
феномен следующей эпохи определить можно – это «викторианский стиль»,
термин не стилистический, но скорее
культурологический. Английский консерватизм, английское промышленное
и военное могущество, амбиции мировой
супердержавы – все, что сегодня ассоциируется со славой Англии и незыблемостью ее традиций, да и само понятие Good
Old England принадлежат викторианской
эпохе. В английской мебели XIX века
можно найти следы всех этих обстоятельств.
Рост населения, развитие массового
производства и сбыта обусловили спрос и предложение практичной и недорогой
мебели, и во множестве мебельных торговых домов и магазинов были представлены
на выбор целые готовые гарнитуры. Место
стула как самого важного типа мебели
в викторианскую эпоху заняло большое
кресло, а также всевозможные обитые
диваны – в них эпоха упражняется
в изобретательности. Типов диванов в ходу
огромное количество, самых разных форм
и назначений, гораздо больше, чем можно
вообразить или встретить сейчас. В 1828
году запатентован принцип пружинного
матраса, что привело к революции
в мягкой мебели – пружинными делаются
не только сиденья, но и спинки, мебель
становится очень комфортабельной, но все
более пухлой, аморфной, видом
напоминая стеганое одеяло; возникает
характерный викторианский эффект
«перенаполненности». В сочетании
с игривыми неорокайльными формами
техника обивки требовала большого мастерства, хотя деревянные части,
из красного дерева или ореха, уже изготавливались машинным способом. К середине
века в некоторых вещах открытая фактура
дерева, любимый английский show-wood
вообще исчезает, мебельные конструкции
скрываются под сплошной обивкой
и бахромой и сводятся просто к стальным
рамам, что удешевляет производство.
Два стула из мастерских
«Искусств и ремесел»
отражают два направления поисков этого
художественного
объединения – эффектные
стилизации на тему
Средних веков, в русле
эстетики модерна,
и подражание традиционной, народной мебели
Перенасыщенность «историзирующим» декором (но отсутствие позолоты),
обивка ярким шелком или бархатом,
тяжеловесная эклектическая пышность –
это викторианский вкус в мебели,
порождение процветающей империи,
тиражируемое каталогами, празднующее
триумфы на Всемирных выставках,
первая из которых прошла в 1851 году
в Лондоне, была названа «Великой»
и явила миру воплощение изобилующего
товарами капиталистического рая. Но
Англия и первой подвергла сомнению
эстетические идеалы капитализма.
Альтернативой стала тоже ретроспекция, но более радикальная – уход
от прогресса и техницизма, возвращение
от массового производства к ремесленному
труду, от всеядности эклектики к «истинным» материалам и техникам, средневековой чистоте линий. Искусствовед и критик
Джон Рёскин в своих книгах утверждал
ценность готики, призывал к структурной
ясности и принципиальной правдивости
в отношении материалов. В изобразительном искусстве созвучной этому была
эстетика прерафаэлитов. В 1861 году художник и писатель Уильям Моррис (1834–1896) основал знаменитое художественное
объединение «Искусства и ремесла»,
переросшее в серьезное движение.
Стул черненого дуба
Чарльз Ренни Макинтош,
1903 год. Совершенная
формула
Основным его принципом было возрождение художественного ремесла в его
средневековом понимании, производство
вещей вручную небольшими товариществами художников-мастеров с применением
старинных методов и использованием
истинно английских материалов. Славу
ему принесли массивные и эффектные
вещи, вдохновленные французской
и английской средневековой мебелью,
украшенные железными накладками,
расписанные Данте Габриэлем Россетти
и другими художниками-прерафаэлитами,
входившими в объединение Морриса.
Исследовалась не только историческая,
но и традиционная, народная мебель,
в которой средневековье сохранялось
на генетическом уровне. Цель – достижение простоты, удобства и низкой цены
(последнее плохо получалось). Фирма
«Morris & Co» просуществовала до 1940
года и в общем придерживалась изначальных идеалистических принципов.
Новация поначалу радикальной
не выглядела. Архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928), отец стиля
«Либерти», английского модерна, автор
нового здания Школы искусств в Глазго,
в 1900 году создает мебель и выставляет ее
на венском Сецессионе. Она сделана
из черненого дуба. У стульев характерные,
хоть и преувеличенные, вертикальные
пропорции английских стульев начала
XVIII века, трапециевидные сиденья,
прямые ножки с проногами; у столов
и кресел средневековая «рубленая» монументальность. Четкая линеарность,
обобщенный геометризм объемов вполне
в русле и принципов движения «Искусств
и ремесел», и черт венского модерна,
и стилистики Райта. Но именно фантастическая точность выведенной в результате
формулы обеспечила макинтошевскому
стулу такую бешеную популярность
в конце XX века – чем дальше он от своей
эпохи, тем радикальнее и современнее
кажется. Он и итог, и предтеча всего,
и квинтэссенция строгого и ясного английского вкуса, и непревзойденный образец
для современного респектабельного
минимализма. Двойной временной вектор
как сущностное свойство английской
традиции.
<<вернуться
|
 |
|