|
|
Оксана Рудченко
Английская мебель: от Елизаветы до Виктории
X-MMIV 05.05.2004
Диван с черным лаком
и позолотой, стиль Регентства, ок.1805 г.
Эта эффектная, но тонкая
вещь – характерный
пример стиля
Кресло с чернением и позолотой, стиль Регентства,
ок.1805 г.
Саблевидные ножки
восходят к типу древнегреческого стула под названием «клисмос»
Письменный стол красного дерева с деталями
позолоченной бронзы,
стиль Регентства. Античность здесь предстает
очаровательно одомашненной
Однако неоклассицизм чем дальше,
тем больше заявлял о себе как о целостном
стиле, к тому же, англичане были едва ли
не главными его адептами – grand tour,
«большое путешествие» по классическим
местам Европы стало такой же обязательной частью образования молодого
англичанина, как учеба в университетском колледже. В конце века влияние
английской культуры ощущалось в других
странах уже весьма сильно, англомания
стала серьезной альтернативой
французской моде. В Англии продолжают
возводиться неоклассические дворцы, но
их интерьеры теперь выглядят по-другому
– декор облегчается, в моду входят
«этрусский» и «греческий» стили. Одним
из главных законодателей моды на классический вкус был архитектор Роберт
Адам (1728–1792), много работавший
именно над жилыми интерьерами. Публикации его проектов мебели и убранства
комнат в «античном гротескном стиле»
привели к тому, что роскошный
английский дом, аристократический
или буржуазный, уже не мыслился
без «этрусской комнаты» с имитациями
греческих ваз, производимых Веджвудом,
и мебели по проектам Адама – гораздо
более новаторской и увлеченно
антикизирующей, чем компромиссный
«Людовик XVI». У нее четкие профили,
она украшена фигурками мифологических
существ, тонкими овальными резными
гирляндами, позолотой, инкрустацией,
живописными панно, исполнявшимися
приглашенными Адамом итальянцами
(Перголези, Чиприани, Дзукки), а также
Анжеликой Кауфман. Как и другие его
современники, Адам нередко обращался
к светлой древесине – атласному дереву,
поэтому тот период иногда именуют the
age of satinwood (или «позднегеоргианский»). По проектам Адама работали
многие крупные мастера-мебельщики.
Однако не экспериментаторская
мебель «круга Адама» стала символом
неоклассицизма в английской мебели
последних десятилетий XVIII века. Два
других мастера и связанные с ними
«именные» стили считаются историческими преемниками Чиппендейла в деле
создания ведущего мебельного стиля
времени – это Джордж Хэпплуайт и Томас
Шератон. Мебель этих стилей знатоки
считают едва ли не вершиной английского
мебельного искусства. И снова, как
и в случае с Чиппендейлом, речь идет
не столько о вещах, вышедших
непосредственно из мастерских этих
краснодеревщиков и снабженных личными клеймами (во Франции, например,
это ценилось), сколько о разработке
и публикации «образцовых» проектов
мебели. Англичан не смущала такая
типизация обстановки, что свидетельствует о том, что свою оригинальность они
предпочитали проявлять в чем-то другом.
Основные работы Джорджа Хэпплуайта относятся к 1775–1786 годам, в 1788
году был опубликован сборник его проектов «The Cabinet-Maker and Upholsterer’s
Guide» («Справочник краснодеревщика
и драпировщика»). Стиль Хэпплуайт –
явление если не конгениальное, то,
по крайней мере, сопоставимое
с английским «живописным стилем», так
поразившим Европу в то время. Ясность,
спокойная гармония, присущие английскому вкусу, доведены в этой мебели
до изумительного совершенства. В ней еще
много плавных изгибистых линий,
у стульев, диванов и кресел грациозно
очерченный силуэт, хотя ножки уже
прямые (иногда задние еще бывают чуть
заметно изогнуты), сужающиеся книзу, четырехгранного или круглого сечения.
Спинки тонко ажурные и как никогда
графичные, абрисом напоминающие три
соединенные овала или щит; распространенный мотив резьбы – три расходящихся
веером пальмовых листа или страусовых
пера (шифр принца Уэльского, будущего
Георга IV). Профилировка очень мелкая
и четкая. Хронологическое совпадение
французского «Людовика XVI» с Хэпплуайтом демонстрирует приоритеты двух
культур – достоинство роскоши, с одной
стороны, и лаконичное, благородное
изящество – с другой.
Томас Шератон (1751–1806) был
скорее художником-теоретиком мебели,
нежели ее исполнителем, в 1791–1794 гг.
был издан его «The Cabinet-Maker and
Upholsterer’s Drawing Book» («Книга
эскизов для краснодеревщика и драпировщика»). По сравнению с Хэпплуайтом
это уже бескомпромиссный классик –
прямолинейность его мебели недвусмысленно указывает на приближение ампира.
У стульев и кресел прямоугольные
спинки, прямые ножки, но подлокотники
чаще слегка изогнутые. Стиль Шератон
изысканнее, чем современный ему стиль
Директории во Франции. Прекрасные
пропорции, тонкие линии, предельно
утонченные детали – английский подход
к строгому классицизму в мебели уже
определился. Здесь он не будет ни слишком тяжеловесным, ни помпезным,
ни театрально-пафосным. Он сохранит
отточенную элегантность и целесообразность классицизма XVIII века.
Английский ампир условно носит
название «стиль Регентства», то есть стиль
первых двадцати лет века, когда страной
фактически правил принц Уэльский (официально как принц-регент в 1811–1820,
а как король Георг IV – в 1820–1830). Торжественная, статичная, археологически
достоверная, разве что не такая воинственная, как во Франции, стилистика ампира
отразилась в проектах декоратора-любителя и коллекционера антиков
Томаса Хоупа (1769–1831). В его альбоме
«Household Furniture and Interior Decoration
» («Домашняя мебель и внутреннее
убранство») 1807 года содержится набор
ампирных греко-римско-египетских типов
и атрибутов: сфинксы, грифоны, секретеры в виде надгробий, стулья-клисмосы
(с саблевидными ножками), курульные
кресла, кровати на пьедесталах и т.д.
Однако большая часть производимой
тогда в Англии мебели отражает более
тонкую и спокойную, а иногда даже
оригинально-фантазийную интерпретацию греческих и римских мотивов. Эти
вещи могли быть покрыты черным лаком,
позолотой, расписными панелями,
но могли и сохранять фактуру дерева открытой; в них присутствуют курватуры
– в ножках, в опорах подлокотников;
особенно популярны «древнегреческие»
саблевидные ножки. У кресел пропорции
близки к кубическим, сиденья расширены
в угоду широким сюртукам, введенным
в моду Красавчиком Браммелом, знаменитым и непревзойденным денди, любимцем
высшего света и принца Георга. Можно
сказать, что эгоистичный, но одновременно трезво-саркастический дендистский
взгляд на мир уберегал англичан от пафосности и чрезмерности наполеоновских
декоративных спектаклей.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|