|
|
VI-MMIII - 26.04.2003
Илья Лежава, Михаил Белов
Устная история. К 20-летию бумажной
архитектуры
И вы продолжали всех консультировать?
Не столько консультировал, сколько «тренировал» студентов,
участвовавших в конкурсах. В середине семидесятых я
«отыскал» Мишу Белова, Мишу Хазанова, Володю Ломакина,
Славу Овсянникова и других. Как правило, наши проекты выигрывали. Самым значительным был
выигрыш конкурса OISTAT (Международной театральной
ассоциации) на тему «Театр для будущих поколений». Группа
состояла из шести человек. Характерно, что на этот конкурс
только из МАРХИ было подано проектов десять, а три или четыре
из них получили премии! Мы же выиграли первую премию и
поехали в Голландию. Тут тоже много было разговоров в «органах»
на тему о национальном составе и благонадежности, но, поскольку
нас проверял бывший выпускник МАРХИ, все обошлось. Но были и
неудачи. Самый интересный наш проект не пропустили по идейным
соображениям. Это был тоже конкурс МСА. Требовалось
спроектировать здание городской администрации (ратушу). Тут мы
развернулись. Я придумал некий типичный советский городок, где-то на севере Урала (реальный план
города мы не имели права публиковать, тем более посылать
за границу). В центре городка все было как полагается: старый
мыловаренный завод, общежитие, горсовет с небольшим бетонным
Лениным, пятиэтажка и т.д. Ничего не разрушая, мы
превращали все это в прекрасную современную ратушу.
Достраивался только некий суперсовременный
информационный центр. Мы сделали три гигантских макета.
Один – город, как он есть сейчас. Другой – город с новым центром,
и, наконец, третий макет крупно (даже с людьми) показывал саму
ратушу. Работали над макетом толпы добровольных помощников.
Проект получился очень мощным, и конкурентов у нас практически
не было.
Вы просчитывали и возможный эффект от подобного проекта,
от подачи, от манеры исполнения?
Конечно, просчитывали. На планшетах было три вида
информации. Наверху комиксы, описывающие основные идеи
устройства ратуши. Ниже гигантские фотографии с макетов
(было ощущение, что они сняты с натуры), и, наконец, внизу –
тончайшие чертежи. Это точно было рассчитано на психологию
восприятия членов жюри. Когда мы выставили этот проект,
то стало ясно, что ему не будет конкурентов. Комиссии тоже стало
ясно (а было представлено около ста работ). А там были люди,
которым я надоел с этими конкурсами, выигрышами,
поездками за границу. И они объявили, что все это идеологически неверно. Кладбище внизу,
завод, дворец бракосочетания – разве, мол, это по-нашему?
Разговор (неофициальный) был такой: они получат премию, потом
придется это показывать в ЦК. А там спросят: что это такое?
И нас не послали. А с другой группой я делал другой
занятный проект: северная река русская на зиму застывает, а
наверху город. В нем в ангаре стоит оверкрафт на воздушной подушке.
Его загружают: библиотека в него въезжает, зубоврачебный кабинет,
что-то еще, и он по деревням пошел. Работает и зимой и летом.
Причал становится центром поселка, куда он пришел. А над
пирсом могли быть свадьбы, регистрации, суды. И этот проект
получил премию. Не первую, а вторую или какую-то еще.
Потом пошли проекты японские. Shankenshiku стал объявлять
конкурсы. И тут уже не только студенты туда кинулись. Был
выработан новый стиль и т.д. Я считаю, что на этот стиль очень
повлияли рисунки Белова, комиксы из проекта горсовета-ратуши.
Как вы видите свою личную роль в создании бумажной архитектуры
как направления?
Мне кажется, что я раскачал ситуацию и раскрепостил
участников конкурсов, показал, что можно и нужно побеждать.
Даже Запад, Японию и Америку. Дальше этот жанр вырвался как
джинн из бутылки.
Вот когда вырвался, то вы какими группами руководили?
Да я уже как-то перерос это дело, писал докторскую, успокоился.
Пропала острота, уже стали многие другие выигрывать, и это уже стало
общественным явленим. Я как-то и не старался уцепиться в качестве
дедушки.
Можно сказать, что с 1980 или 1982 года вы потеряли к этому интерес?
Не знаю, с какого года. Постепенно менялась вкусовая палитра.
Я отошел от бумажной архитектуры. Появились Бродский с
Уткиным, Филиппов с Бронзовой, другие группы.
Вы им уже внимания не уделяли, они самостоятельно действовали?
Показывали, конечно, но это уже было достаточно самостоятельно.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|