приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

VI-MMIII - 26.04.2003
Илья Лежава, Михаил Белов
Устная история. К 20-летию бумажной архитектуры

И вы продолжали всех консультировать?

Не столько консультировал, сколько «тренировал» студентов, участвовавших в конкурсах. В середине семидесятых я «отыскал» Мишу Белова, Мишу Хазанова, Володю Ломакина, Славу Овсянникова и других. Как правило, наши проекты выигрывали. Самым значительным был выигрыш конкурса OISTAT (Международной театральной ассоциации) на тему «Театр для будущих поколений». Группа состояла из шести человек. Характерно, что на этот конкурс только из МАРХИ было подано проектов десять, а три или четыре из них получили премии! Мы же выиграли первую премию и поехали в Голландию. Тут тоже много было разговоров в «органах» на тему о национальном составе и благонадежности, но, поскольку нас проверял бывший выпускник МАРХИ, все обошлось. Но были и неудачи. Самый интересный наш проект не пропустили по идейным соображениям. Это был тоже конкурс МСА. Требовалось спроектировать здание городской администрации (ратушу). Тут мы развернулись. Я придумал некий типичный советский городок, где-то на севере Урала (реальный план города мы не имели права публиковать, тем более посылать за границу). В центре городка все было как полагается: старый мыловаренный завод, общежитие, горсовет с небольшим бетонным Лениным, пятиэтажка и т.д. Ничего не разрушая, мы превращали все это в прекрасную современную ратушу. Достраивался только некий суперсовременный информационный центр. Мы сделали три гигантских макета. Один – город, как он есть сейчас. Другой – город с новым центром, и, наконец, третий макет крупно (даже с людьми) показывал саму ратушу. Работали над макетом толпы добровольных помощников. Проект получился очень мощным, и конкурентов у нас практически не было.

Вы просчитывали и возможный эффект от подобного проекта, от подачи, от манеры исполнения?

Конечно, просчитывали. На планшетах было три вида информации. Наверху комиксы, описывающие основные идеи устройства ратуши. Ниже гигантские фотографии с макетов (было ощущение, что они сняты с натуры), и, наконец, внизу – тончайшие чертежи. Это точно было рассчитано на психологию восприятия членов жюри. Когда мы выставили этот проект, то стало ясно, что ему не будет конкурентов. Комиссии тоже стало ясно (а было представлено около ста работ). А там были люди, которым я надоел с этими конкурсами, выигрышами, поездками за границу. И они объявили, что все это идеологически неверно. Кладбище внизу, завод, дворец бракосочетания – разве, мол, это по-нашему? Разговор (неофициальный) был такой: они получат премию, потом придется это показывать в ЦК. А там спросят: что это такое? И нас не послали. А с другой группой я делал другой занятный проект: северная река русская на зиму застывает, а наверху город. В нем в ангаре стоит оверкрафт на воздушной подушке. Его загружают: библиотека в него въезжает, зубоврачебный кабинет, что-то еще, и он по деревням пошел. Работает и зимой и летом. Причал становится центром поселка, куда он пришел. А над пирсом могли быть свадьбы, регистрации, суды. И этот проект получил премию. Не первую, а вторую или какую-то еще. Потом пошли проекты японские. Shankenshiku стал объявлять конкурсы. И тут уже не только студенты туда кинулись. Был выработан новый стиль и т.д. Я считаю, что на этот стиль очень повлияли рисунки Белова, комиксы из проекта горсовета-ратуши.

Как вы видите свою личную роль в создании бумажной архитектуры как направления?

Мне кажется, что я раскачал ситуацию и раскрепостил участников конкурсов, показал, что можно и нужно побеждать. Даже Запад, Японию и Америку. Дальше этот жанр вырвался как джинн из бутылки.

Вот когда вырвался, то вы какими группами руководили?

Да я уже как-то перерос это дело, писал докторскую, успокоился. Пропала острота, уже стали многие другие выигрывать, и это уже стало общественным явленим. Я как-то и не старался уцепиться в качестве дедушки.

Можно сказать, что с 1980 или 1982 года вы потеряли к этому интерес?

Не знаю, с какого года. Постепенно менялась вкусовая палитра. Я отошел от бумажной архитектуры. Появились Бродский с Уткиным, Филиппов с Бронзовой, другие группы.

Вы им уже внимания не уделяли, они самостоятельно действовали?

Показывали, конечно, но это уже было достаточно самостоятельно.

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Александр Асадов
Здание юго-западного банка Сбербанка РФ на улице Евдокимова (Ростов-на-Дону)

   

26.04.2003 VI-MMIII
Левон Айрапетов, Павел Романов
Дом на горе (Подмосковье)

   

26.04.2003 VI-MMIII
Алексей Бавыкин
40-этажный жилой комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице, владение 64-66 (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Андрей Боков
Здание санитарного пропускника в Сусальном переулке (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Алексей Воронцов
Многофункциональный комплекс на проспекте Сахарова (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Архитекторы Вера Бутко, Антон Надточий

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Владимир Плоткин
Многофункциональный жилой комплекс на Ленинградском шоссе (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Александр Скокан
Комплекс административно-офисных зданий на Краснопролетарской улице (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Сергей Скуратов
Жилой дом «Copper Housе» в Бутиковском переулке, владение 5 (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Михаил Филиппов
Офисный центр на Долгоруковской улице (Москва)

   
 

26.04.2003 VI-MMIII
Илья Лежава, Михаил Белов
Устная история. К 20-летию бумажной архитектуры

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна