|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина
III-MMII - 15.04.2002

Реконструкция и реставрация здания Промстройбанка на Невском пр-кте,38 (Санкт-Петербург)
Архитекторы Никита Явейн, Павел Соколов, Владимир Зенкевич,
Виталий Антипин
при участии Жанны Разумовой, Варвары Хмелевой
Реставраторы «Архитектурная студия Михайлова»
(Архитектурная мастерская «Студия 44»)

Реконструкция памятника архитектуры
в самом центре Санкт-Петербурга, такого
как здание на Невском проспекте,38,–
это совершенно особая задача. Уровень
архитектурной свободы здесь, с одной стороны,
ограничен, а с другой – возникает
целый ряд архитектурных ассоциаций,
образов, открывающих широкое поле
для творчества.
Здание многократно перестраивалось,
к тому же оно почти полностью выгорело
во время пожара в 1995 году. В результате от особняка ХVIII века в стиле раннего
барокко остались сводчатые перекрытия
первого этажа, от начала ХIХ века – классические фасады,
выполненные по проекту Росси, от более поздних перестроек –
строгие чугунные колоннады архитектора
Франка и фрагменты изящного двухуровнего зала Л.Бенуа в духе позднего французского классицизма.
В центре выгоревшего здания нетронутой от пожара оставалась только огромная каменная башня
многоуровневого сейфинга с прекрасно
работающей крупповской дверью, с рукоятками,
замками, как бы воскрешающая
в памяти фильмы об американских гангстерах.

Эта реальная ситуация и поставленная
перед нами задача – создать банковско-торговый офисный центр – определили
процесс проектирования внутреннего
пространства (фасады и прилегающие к
ним помещения в основном сохранились).
Вначале мы, словно пинцетом, «убрали»
все необязательное, исторически неценное; затем,
наоборот, воссоздали все значимое, составляющее душу этого здания,
и, наконец, оставшаяся свободной тесная
площадка, где только и возможно было
новое строительство, превращалась нами
в атриум, позволяющий застроить высокое узкое пространство максимально
плотно офисным блоком.
В результате был создан сложный рельеф
многоуровневого пространства, где следовало образно и функционально соединить
самые разнообразные куски сооружения,
где полы и кровли в привычном понимании этого слова отсутствовали и размещались на самых разных уровнях и отметках.
Образ пустоты стал для нас структурообразующим,
а непосредственным аналогом
– образ римского акведука как многоуровневого сооружения,
моста, переброшенного через пустое пространство –
овраг, ущелье и т.д. В нашем случае уровни, расположенные на разных отметках,
соединяются переходами, висящими мостами и мостиками.
Центром композиции становится башня
сейфинга, символизирующая собой надежность банка,
с висящей в пространстве крупповской дверью,
куда ведет только
один узенький подъемный мост, а проникновение в этот уровень атриума возможно
только через целый ряд арочных пространств.
На каждой из отметок атриума возникает
свое восприятие пространства: от ощущения вхождения в узкий каньон в нижней
части атриума к уютным дворикам на
средних уровнях и от них к парадным, престижным,
окруженным аркадами дворам.
Это разнообразие пространств дополняется перетеканием пространств атриума в
реставрационные пространства – перегруженные лепкой и зеркалами залы Л.Бенуа,
строгие анфилады, окруженные чугунными
колоннадами архитектора Франка и т.д.
Общее впечатление от проекта напоминает гравюры Пиранези и одновременно
в нем есть и что-то от современных компьютерных замков.
Причем такое различное
восприятие здания возникает за счет чисто пространственных решений,
так как
кроме аркад акведуков, объединяющих
разные уровни здания, никакие другие
изобразительные элементы в проекте
не используются.
В этом проекте, как и в других работах
такого типа, все параметры нового строительства жестко определены,
с одной стороны, реставрационными требованиями,
с другой – функциональными требованиями, выдвинутыми заказчиком.
Главное –
найти ключевой знак, который даст художественный и функциональный смысл тому сравнительно небольшому пустому пространству,
которое собственно и является
объектом нового творчества,– знак, способный переводить даже недостатки этого
пространства (в нашем случае – узость,
затесненность и т.д.)в некий художественный образ,
наполненный смыслом.
В заключение хотелось бы сказать, что мы
всегда рассматривали нашу строительную
деятельность не как конечную цель, а как
новый строительный этап, который должен
не бороться с предыдущими периодами,
а дополнять их, вливая в них новую жизнь.
Мы не исключаем, что через какое-то время кто-то,
отвечая новым требованиям
времени, перестроит это здание. Хотелось
бы только, чтобы он уважал нас так же,
как мы стремились уважать своих предшественников.
вверх
|
 |
|