приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина

III-MMII - 15.04.2002


Реконструкция и реставрация здания Промстройбанка на Невском пр-кте,38 (Санкт-Петербург) Архитекторы Никита Явейн, Павел Соколов, Владимир Зенкевич, Виталий Антипин при участии Жанны Разумовой, Варвары Хмелевой Реставраторы «Архитектурная студия Михайлова» 
(Архитектурная мастерская «Студия 44»)

Реконструкция памятника архитектуры в самом центре Санкт-Петербурга, такого как здание на Невском проспекте,38,– это совершенно особая задача. Уровень архитектурной свободы здесь, с одной стороны, ограничен, а с другой – возникает целый ряд архитектурных ассоциаций, образов, открывающих широкое поле для творчества. Здание многократно перестраивалось, к тому же оно почти полностью выгорело во время пожара в 1995 году. В результате от особняка ХVIII века в стиле раннего барокко остались сводчатые перекрытия первого этажа, от начала ХIХ века – классические фасады, выполненные по проекту Росси, от более поздних перестроек – строгие чугунные колоннады архитектора Франка и фрагменты изящного двухуровнего зала Л.Бенуа в духе позднего французского классицизма. В центре выгоревшего здания нетронутой от пожара оставалась только огромная каменная башня многоуровневого сейфинга с прекрасно работающей крупповской дверью, с рукоятками, замками, как бы воскрешающая в памяти фильмы об американских гангстерах.


Эта реальная ситуация и поставленная перед нами задача – создать банковско-торговый офисный центр – определили процесс проектирования внутреннего пространства (фасады и прилегающие к ним помещения в основном сохранились). Вначале мы, словно пинцетом, «убрали» все необязательное, исторически неценное; затем, наоборот, воссоздали все значимое, составляющее душу этого здания, и, наконец, оставшаяся свободной тесная площадка, где только и возможно было новое строительство, превращалась нами в атриум, позволяющий застроить высокое узкое пространство максимально плотно офисным блоком. В результате был создан сложный рельеф многоуровневого пространства, где следовало образно и функционально соединить самые разнообразные куски сооружения, где полы и кровли в привычном понимании этого слова отсутствовали и размещались на самых разных уровнях и отметках. Образ пустоты стал для нас структурообразующим, а непосредственным аналогом – образ римского акведука как многоуровневого сооружения, моста, переброшенного через пустое пространство – овраг, ущелье и т.д. В нашем случае уровни, расположенные на разных отметках, соединяются переходами, висящими мостами и мостиками. Центром композиции становится башня сейфинга, символизирующая собой надежность банка, с висящей в пространстве крупповской дверью, куда ведет только один узенький подъемный мост, а проникновение в этот уровень атриума возможно только через целый ряд арочных пространств. На каждой из отметок атриума возникает свое восприятие пространства: от ощущения вхождения в узкий каньон в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Это разнообразие пространств дополняется перетеканием пространств атриума в реставрационные пространства – перегруженные лепкой и зеркалами залы Л.Бенуа, строгие анфилады, окруженные чугунными колоннадами архитектора Франка и т.д. Общее впечатление от проекта напоминает гравюры Пиранези и одновременно в нем есть и что-то от современных компьютерных замков. Причем такое различное восприятие здания возникает за счет чисто пространственных решений, так как кроме аркад акведуков, объединяющих разные уровни здания, никакие другие изобразительные элементы в проекте не используются. В этом проекте, как и в других работах такого типа, все параметры нового строительства жестко определены, с одной стороны, реставрационными требованиями, с другой – функциональными требованиями, выдвинутыми заказчиком. Главное – найти ключевой знак, который даст художественный и функциональный смысл тому сравнительно небольшому пустому пространству, которое собственно и является объектом нового творчества,– знак, способный переводить даже недостатки этого пространства (в нашем случае – узость, затесненность и т.д.)в некий художественный образ, наполненный смыслом. В заключение хотелось бы сказать, что мы всегда рассматривали нашу строительную деятельность не как конечную цель, а как новый строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять их, вливая в них новую жизнь. Мы не исключаем, что через какое-то время кто-то, отвечая новым требованиям времени, перестроит это здание. Хотелось бы только, чтобы он уважал нас так же, как мы стремились уважать своих предшественников.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

24.04.2002 III-MMII
Александр Асадов
Реконструкция комплекса Речного вокзала (Новосибирск)

   

24.04.2002 III-MMII
Алексей Воронцов
КПП. Ресторан быстрого обслуживания на ул.Профсоюзной (Москва)

   

24.04.2002 III-MMII
Алексей Козырь
Частный дом в Подмосковье

   
 

24.04.2002 III-MMII
Борис Левянт
Реконструкция офисного здания в Б.Сухаревском переулке (Москва)

   
 

24.04.2002 III-MMII
Антон Надточий
Галерея загородного дома в Подмосковье

   
 

24.04.2002 III-MMII
Николай Лютомский
Торговый комплекс в Северном Бутове (Москва)

   
 

24.04.2002 III-MMII
Сергей Скуратов
Жилой комплекс в Бутиковском переулке (Москва)

   
 

24.04.2002 III-MMII
Михаил Хазанов
Реконструкция здания Градостроительной выставки на 2-й Брестской улице (Москва)

   
 

24.04.2002 III-MMII
Владимир Юдинцев
Банк на Цветном бульваре (Москва)

   
 

24.04.2002 III-MMII
Никита Явейн
Реконструкция и реставрация здания Промстройбанка на Невском пр-кте,38 (Санкт-Петербург)

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна